Одно из направлений новой Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы РФ - это реформирование института досрочных пенсий. Работникам, занятым во вредных условиях труда, на работах с особыми и тяжелыми условиями труда, действующим законодательством предусмотрено досрочное (т.е. до достижения ими 55 лет (женщины) и 60 лет (мужчины)) установление пенсии.
В Омской области на вредном и опасном производстве трудится более 35 тысяч человек. Наиболее крупными работодателями являются предприятия нефтехимической промышленности (ОАО Нефтеперерабатывающий завод, ОАО «Омскшина», ОАО «Синтетический каучук» и т.д.), энергетической отрасли (ОАО «Омскэнерго»), железной дороги, речного пароходства и т.д.
Действующая в настоящее время система досрочного пенсионного обеспечения, созданная в период существования СССР, принципиально не соответствует современным условиям.
Досрочные трудовые пенсии – это одна из компенсаций гражданам за работу в производствах с тяжелыми, вредными и опасными условиями труда, от воздействия на них вредных производственных факторов путем сокращения законодательно установленного времени нахождения работающих в условиях, которые могут нанести ущерб здоровью в виде профессионального заболевания, утраты трудоспособности или получения инвалидности.
На самом же деле граждане после назначения пенсии продолжают свою трудовую деятельность, в том числе и во вредных условиях труда.
Сложившаяся ситуация не способствует заинтересованности работодателя в улучшении условий труда работников и повышении его безопасности, а также в развитии систем медицинской и социальной реабилитации пострадавших на производстве.
Право на получение льготных пенсий предоставляется безотносительно к фактическим условиям труда, показателям здоровья и трудоспособности работников. А между тем у досрочных пенсий не было отдельного источника финансирования – они выплачивались из той же солидарной системы, что и пенсии всех остальных получателей. В результате уровень пенсионного обеспечения остальных категорий пенсионеров (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца) снижается.
Для устранения этой несправедливости с 2013 года введен дополнительный тариф для работодателей с вредными и опасными производствами, и его уплата стала дополнительным условием для зачета периода работы в льготный стаж при назначении пенсии. Иначе говоря, работники, за которых работодателем не будет уплачиваться дополнительный тариф, право на льготную пенсию теряют.
Для того, чтобы сделать уплату доптарифа обоснованной, рабочие места на вредном и опасном производстве пройдут специальную оценку условий труда. Ведь технологии не стоят на месте, и та профессия, которая считалась опасной в прошлом веке, сегодня таковой может и не являться. Таким образом, на смену формальному признанию права на досрочную пенсию, зависящую только от соответствия наименования профессии льготным спискам, приходит назначение досрочной пенсии в прямой зависимости от реальных условий труда.
Результаты специальной оценки условий труда будут служить основанием не только для определения размера дополнительного тарифа, но и для установления права работников на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Уже сегодня работники вредных производств могут сами контролировать уплату работодателем доптарифа, дающего им право на льготную пенсию, через портал госуслуг или выписку со своего лицевого счета. Необходимо помнить: нет уплаты дополнительного тарифа – нет права на льготную пенсию.