В областном Доме союзов прошел трехдневный семинар председателей координационных советов профсоюзных организаций в муниципальных районах Омской области. В рамках этого мероприятия перед профсоюзным активом с докладом «Новации пенсионного законодательства. Начало реализации стратегии долгосрочного развития пенсионной системы РФ» выступил управляющий Омским отделением ПФР С. Н. Тодоров.
Предваряя свой доклад, Сергей Николаевич подчеркнул, что Омское отделение ПФР и Федерацию независимых профсоюзов связывают давние деловые отношения: на уровне области заключено Соглашение о сотрудничестве; свои позиции по защите тружеников села и города они отстаивают на трехсторонних межведомственных комиссиях самого разного уровня; активно участвуют при разработке и заключении коллективных договоров.
- Именно вы, профсоюзные лидеры и управленцы, ближе всего к людям и сможете понятным языком донести до людей суть пенсионных преобразований, о которых сегодня мы будем говорить, - сказал С. Н. Тодоров.
Выступая перед участниками семинара Сергей Николаевич обратил их внимание на то, что в последние годы Пенсионная система столкнулась с определенными финансовыми трудностями. Именно для их решения и других проблем современной пенсионной системы была разработана Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы РФ, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 25.12.2012г.
В стратегии определены основные задачи развития пенсионной системы:
1) обеспечение коэффициента замещения трудовой пенсией по старости до 40 процентов утраченного заработка при нормативном страховом стаже и средней заработной плате;
2) обеспечение среднего размера трудовой пенсии по старости не менее 2,5 - 3 прожиточных минимумов пенсионера;
3) развитие 3-уровневой пенсионной системы для групп с разными доходами (для средне - и высокодоходных категорий - с опорой на добровольное пенсионное страхование и негосударственное пенсионное обеспечение);
4) достижение приемлемого уровня пенсии для среднего класса за счет участия в корпоративных и частных пенсионных системах;
5) поддержание приемлемого уровня страховой нагрузки для субъектов экономической деятельности с единым тарифом страховых взносов для всех категорий работодателей;
6) обеспечение сбалансированности формируемых пенсионных прав с источниками их финансового обеспечения;
7) повышение эффективности накопительной составляющей пенсионной системы.
И чтобы справиться с реализацией этих задач, потребуется принятие совместных решений по развитию пенсионного законодательства со стороны работодателей, работников и их представителей, для чего в Стратегии предложены меры, направленные на оптимизацию механизма взаимодействия социальных партнеров.
Реализовываться Стратегия будет в 3 этапа:
* 2013 год:
- установление дополнительного тарифа страховых взносов для страхователей в отношении застрахованных лиц, работающих на рабочих местах с особыми условиями труда и на отдельных видах работ;
- введение специальной оценки условий труда, по результатам которой соответствующие работодатели освобождаются от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительным тарифам;
- повышение фиксированного размера страхового взноса для самозанятых граждан в целях более полного обеспечения их пенсионных прав;
* 2014 - 2015 годы:
- совершенствование и уточнение правового статуса Пенсионного фонда Российской Федерации;
- совершенствование системы персонифицированного учета граждан в сфере обязательного пенсионного страхования;
- совершенствование организационно-правовой формы негосударственных пенсионных фондов;
- преобразование системы досрочных пенсий с установлением нового механизма формирования и реализации социальных прав застрахованных лиц, работающих на рабочих местах с особыми условиями труда и на отдельных видах работ;
- установление правовых основ создания и функционирования корпоративных пенсионных систем.
* 2016 - 2030 годы:
- предоставление самозанятым гражданам права выбора варианта формирования и реализации пенсионных прав;
- определение дополнительного тарифа страховых взносов для страхователей в отношении застрахованных лиц, работающих на рабочих местах с особыми условиями труда, с учетом необходимости обеспечения всего досрочного периода получения ими трудовой пенсии;
- стимулирование дополнительного платежа из заработной платы в пенсионную систему для работников с учетом уровня их доходов и возраста.
Нужно подчеркнуть, что при модернизации отдельных элементов пенсионной системы будет обеспечена ее преемственность с ранее принятыми решениями и сохранение социально-страхового принципа: пенсия, как компенсация части заработка при достижении пенсионного возраста.