17 июля 2009г. управляющий омским отделением Пенсионного фонда Российской Федерации Сергей Николаевич Тодоров принял участие в работе круглого стола, организованного газетой «Комсомольская правда», по теме: «Негосударственные пенсионные фонды: лучше меньше, но лучше?»
Федеральный закон от 24.07.2002 №111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» закрепил право застрахованных лиц самостоятельно выбирать инвестиционный портфель (управляющую компанию) и право формировать накопительную часть трудовой пенсии через негосударственный пенсионный фонд (НПФ).
В соответствии с законодательством застрахованному лицу, в пользу которого формируется накопительная составляющая трудовой пенсии, предоставляется право на выбор страховщика (ПФР или НПФ) или управляющей компании для работы с пенсионными накоплениями. Человек может формировать накопительную составляющую как через ПФР, так и выбрать для этих целей один из НПФ, имеющих право работать в рамках обязательного пенсионного страхования. Застрахованное лицо, формирующее накопительную составляющую, через ПФР имеет право (для работы со своими пенсионными накоплениями с целью их преумножения) выбрать управляющую компанию. Таких компаний 59, они отобраны Минфином РФ по конкурсу. Пенсионные накопления лиц, не подавших в ПФР заявления о выборе управляющей компании, направляются в государственную управляющую компанию.
По состоянию на начало года на НПФ приходится 9,2% от переданных для инвестирования пенсионных накоплений, на частные управляющие компании - 2,3%, а оставшиеся 88,5% пенсионных накоплений "молчунов" инвестируется через государственную управляющую компанию - Внешэкономбанк.
За время кризиса мало кому из НПФ и управляющих компаний удалось показать положительную доходность по пенсионным накоплениям. При этом результат НПФов и частных управляющих оказался хуже, чем у ВЭБа (государственной управляющей компании).
В прошлом году общее падение фондового рынка превысило 80%, что не могло не сказаться на доходности инвестирования пенсионных накоплений. Большинство частных управляющих компаний показали отрицательные результаты.
Динамика численности застрахованных лиц, заключивших с НПФ договоры об обязательном пенсионном страховании, на территории Омской области отражена в следующей статистике:
2004 год – 103 договора;
2005 год – 1,2 тысячи договоров;
2006 год – 2,7 тысяч договоров;
2007 год – 5 тысяч договоров;
2008 год – 16,6 тысяч договоров;
первое полугодие 2009г. - 6,5 тысяч договоров.
С 1 июля 2009 года в отношении НПФ установлены более высокие требования - для получения лицензии НПФ должны будут соответствовать ряду новых требований, в частности величина денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности фонда должна составлять не менее 50 млн. руб.
Федеральная служба по финансовым рынкам опубликовала список НПФ, действие которых прекращено с 1 июля 2009г. в связи с их несоответствием новым лицензионным требованиям. С рынка ушел 41 НПФ, действие лицензий которых прекратилось в силу несоответствия критерию величины денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности.
При этом, в случае отзыва лицензии НПФ государством предусмотрен механизм, гарантирующий сохранение пенсионных накоплений граждан: средства передаются в ПФР и до поступления нового заявления гражданина находятся в государственном Пенсионном фонде.
Таким образом, накопления граждан не пропадут.
Что касается вопроса - что выбрать для инвестирования накопительной части пенсии: государственную или частную УК или НПФ?
Это личный выбор каждого. Разница в том, что государственная управляющая компания - консервативный инвестор, но при меньшей доходности существует меньший риск. Единственное, что можно посоветовать: при выборе НПФ обращать внимание не на краткосрочную доходность вложений в какой-то отдельный период, а на всю историю работы фонда, его репутацию и размер капитала.
Но то, что 90% граждан остаются в ВЭБе, говорит о доверии именно к государственной управляющей компании.
В настоящее время в Государственной Думе прошло три чтения законопроекта «О внесении изменений в федеральный закон «О НПФ» и федеральный закон «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ».
В числе социально-экономических последствий принятия законопроекта можно выделить как расширение прав застрахованных лиц, так и усиление защиты прав застрахованных лиц в отношении накопительной части трудовой пенсии.
Кроме того, расширен состав активов для инвестирования средств пенсионных накоплений, формируемых в пользу застрахованных лиц, не воспользовавшихся правом выбора инвестиционного портфеля (управляющей компании) или НПФ, а находящихся в доверительном управлении государственной управляющей компании.
Со следующего года средства пенсионных накоплений, формируемые в пользу застрахованных лиц, которые пожелали остаться в государственной управляющей компании, предложено инвестировать как в государственные ценные бумаги Российской Федерации и облигации российских эмитентов, обеспеченных государственной гарантией Российской Федерации, так и в иные ценные бумаги: в ценные бумаги субъектов Российской Федерации, облигации иных российских эмитентов, депозиты в рублях и в иностранной валюте в кредитных организациях, ипотечные ценные бумаги, выпущенные в соответствии с законодательством Российской Федерации об ипотечных ценных бумагах, а также в ценные бумаги международных финансовых организаций.
При этом Правительством Российской Федерации будут определены требования к дополнительным активам, в которые могут быть инвестированы средства пенсионных накоплений, исходя из безусловного приоритета их надежности и высокого кредитного качества эмитентов ценных бумаг и кредитных организаций, в депозиты которых размещаются эти средства.
В целом предлагаемые в законопроекте меры по расширению состава активов для инвестирования средств пенсионных накоплений государственной управляющей компанией обеспечат увеличение доходности от инвестирования указанных средств, а также направление значительных долгосрочных ресурсов в реальную экономику Российской Федерации.
О Фонде
- О Фонде
- Руководство СФР
- Правление Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации
- Совет по вопросам развития социального и пенсионного страхования
- Совет по совершенствованию работы территориальных органов
- Межрегиональный информационный центр Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (МИЦ СФР)
- Законодательство
- Международное сотрудничество
- Публично раскрываемые показатели бюджетной отчетности
- Вакансии
- Государственные услуги
- Центры реабилитации
- Информационные системы, базы и реестры
- Политика СФР в работе с персональными данными
- Результаты проведения специальной оценки условий труда
- Закупки
Гражданам
- Пенсионерам
- Людям с инвалидностью
- Семьям с детьми
- Трудоспособному населению
- Федеральным льготникам
- Личный кабинет гражданина
- Информация для иностранных граждан
- Пострадавшие от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
- Социальные выплаты и меры поддержки гражданам
- Материнский (семейный) капитал
- Электронная трудовая книжка
- Электронный листок нетрудоспособности
- Что нужно знать о пенсионной системе
- Добровольное вступление в правоотношения по ОСС
- Добровольное вступление в правоотношения по ОПС
- Единое пособие
- Объединение ПФР и ФСС
- Участникам специальной военной операции и их семьям
- Дополнительные гарантии волонтерам, лицам, направленным (командированным) на территории ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей, лицам, выполняющим работы на территориях отдельных субъектов РФ, и членам их семей
- Компенсации добровольцам, получившим вред жизни или здоровью при осуществлении добровольческой деятельности
- Меры поддержки Социального фонда в новых субъектах РФ
- Центры общения старшего поколения
- Новый механизм назначения и выплаты социального пособия на погребение
Страхователям, самозанятым и медицинским организациям
- Кабинет страхователя
- Общая информация для работодателей
- Электронный листок нетрудоспособности
- Субсидии за трудоустройство безработного
- Подтверждение ОВЭД страхователя
- Страховые взносы и тарифы
- Медицинским организациям
- Специальная социальная выплата медицинским работникам
- Правила возмещения страхователям расходов на оплату дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами
- Расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, экспертиза для проверки наступления страхового случая
- Дополнительные гарантии волонтерам, лицам, направленным (командированным) на территории ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей, лицам, выполняющим работы на территориях отдельных субъектов Российской Федерации, и членам их семей
- Финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний
Электронные сервисы и информация
Дополнительная информация
Социальные сети