В 2017 году органами ПФР реализован целый комплекс мероприятий в рамках проекта «Доступная среда».
В целях повышения качества и доступности в получении услуг Пенсионного фонда России гражданами с ограниченными возможностями здоровья и представителями маломобильных групп населения, а также в рамках проекта «Доступная среда» органами ПФР разработан целый комплекс мероприятий, который успешно реализовывался и в 2017 году.
На сайте Пенсионного фонда России в 2017 году заработал голосовой ассистент – новая функция, которая позволяет озвучивать любую размещенную на ресурсе текстовую информацию. Теперь все публикуемые материалы ПФР можно не только читать, но и прослушивать, что особенно важно для людей со слабым зрением и тех, кому сложно воспринимать текст с экрана электронного устройства. Прослушивать можно в равной степени и короткие тексты наподобие меню страниц, названий разделов сайта, и длинные материалы, такие как новости или тематические статьи.
Голосовой ассистент интегрирован в версию сайта для слабовидящих, которая также создана и функционирует на сайте ПФР для граждан, имеющих проблемы со зрением.
Пенсионный фонд стал первым российским госучреждением, запустившим сервис голосового ассистента на своем сайте.
В 2017 году на территории региона реализовывался пилотный проект по эксплуатации системы Сурдофон. Он был запущен в двух территориальных управлениях ПФР города Новосибирска. Специальная программа создана для людей с ограничениями по слуху и помогает им в получении услуг Пенсионного фонда. Сегодня система Сурдофон получила признание новосибирцев и продолжает работать.
До появления сурдопереводчика всё общение «особенного» клиента со специалистами ПФР сводилось к переписке. Теперь, при его визите специалисты Пенсионного фонда используют планшет. Через Интернет программа помогает переводить как с помощью анимированного оператора, так и реального диспетчера в удаленном режиме. Человек с трудностями слуха по видеосвязи жестами объясняет цель своего визита, а диспетчер переводит речь для участников диалога.
Конечно, такие клиенты приходят на прием не каждый день. Тем не менее, система востребована, и каждый из таких случаев оправдан – он важен и нужен тем, для кого эта система делает госуслуги более доступными и удобными.
На сегодняшний день бОльшую часть услуг Пенсионного фонда России можно получить в электронном виде, что особенно удобно для людей с ограниченными возможностями здоровья. Эти услуги можно получить через Единый портал госуслуг или в Личном кабинете гражданина на сайте ПФР, где спектр этих услуг гораздо шире.
Воспользоваться Личным кабинетом могут люди различных категорий и возрастов. Здесь можно установить пенсию и выбрать способ ее доставки, а также сменить его при необходимости, подать заявления о перерасчете или о выплате средств пенсионных накоплений.
Через Личный кабинет можно также подать заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты, которая устанавливается гражданам с инвалидностью, а также подать заявление об отказе или возобновлении получения набора соцуслуг.
Граждане, имеющие право на материнский (семейный) капитал, могут дистанционно подать заявление на получение сертификата на материнский капитал, а также о распоряжении его средствами. Через Личный кабинет можно также получить информацию о сформированных пенсионных правах, заказать справку (выписку) о состоянии индивидуального лицевого счета.
Впервые в 2017 году электронные сервисы Пенсионного фонда появились и в мобильном приложении. Теперь владельцы современных смартфонов и планшетов с операционной системой Android могут получить целый ряд услуг благодаря мобильному приложению «ПФР электронные сервисы».
Бесплатное приложение ПФР, доступное для платформ IOS и Android, дает возможность пользователям мобильных устройств воспользоваться ключевыми функциями, которые представлены в Личном кабинете на сайте Пенсионного фонда.
С помощью мобильного приложения «ПФР Электронные сервисы» владелец гаджета имеет возможность:
- найти клиентскую службу ПФР
- записаться на прием в территориальный орган ПФР
- заказать необходимые документы и справки
- направить обращение в ПФР
- узнать состояние своего «пенсионного» счета, – то есть увидеть информацию о накопленных пенсионных коэффициентах и стаже
- проверить, кто управляет вашими пенсионными накоплениями
- проверить перечисленные работодателем страховые взносы
- узнать размер (остаток) средств материнского (семейного) капитала
- узнать о назначенной пенсии и иных социальных выплатах.
В 2017-м году запущен Федеральный реестр инвалидов - крупнейшая информационная система, которая охватывает наиболее полные сведения о каждом гражданине с инвалидностью в России. К реестру постепенно подключаются все пользователи и поставщики информации, в том числе на уровне субъектов РФ. Полномасштабное использование реестра с участием всех поставщиков и потребителей информации планируется начать с 2018 года.
Для инвалидов доступ к ФРИ открыт в Личном кабинете на сайте ПФР и в мобильном приложении, через которые можно получить информацию о назначенных инвалиду выплатах и положенных льготах, подать электронные заявления о назначении пенсий и соцвыплат, оставить отзыв о качестве оказанных госуслуг. Полномасштабное использование реестра с участием всех поставщиков и потребителей информации планируется в 2018 году.