Потери «досрочников» от перевода средств пенсионных накоплений в 2016 году составили порядка 40 миллиардов рублей.
В России появился новый термин – «досрочники». Скорее не сам термин, а его значение. Это раньше так называли граждан, имеющих право на установление пенсии досрочно, то есть ранее общеустановленного пенсионного возраста. Теперь так называют и тех, кто подает досрочные заявления о переводе средств пенсионных накоплений, теряя при этом свой инвестиционный доход. По итогам переходной кампании 2016 года граждане потеряли на досрочном переводе своих пенсионных накоплений (из ПФР в НПФ или из одного НПФ в другой) свыше 40 миллиардов рублей.
Напомним, что в соответствии с действующим законодательством граждане имеют право самостоятельно выбрать страховщика, то есть того, кто будет управлять их пенсионными накоплениями. Это может быть как ПФР, так и НПФ. Однако, если вы меняете страховщика, т. е. пенсионный фонд, чаще, чем один раз в пять лет, средства пенсионных накоплений переводятся с потерей инвестиционного дохода, а в случае отрицательного результата инвестирования - уменьшение средств пенсионных накоплений на сумму инвестиционного убытка.
Ирина Косинская, заместитель управляющего ОПФР по Новосибирской области: «Агенты, которые приходят к гражданам на дом, либо общаются в офисах, чаще всего не сообщают гражданам об этом важном правиле, которое введено в 2015 году. По данным статистики по итогам 2016 года около 4 с половиной миллионов россиян потеряли инвестиционный доход. Основная причина – именно досрочный перевод средств».
Если вы приняли решение о переводе средств, но забыли, в каком году переводили свои пенсионные накопления новому страховщику и когда произведена последняя фиксация средств (для отчета 5-летнего срока), достаточно на сайте ПФР или портале госуслуг заказать справку о состоянии индивидуального лицевого счета. В ней вы найдете нужную информацию.
Для перевода средств необходимы и договор, и заявление. Если гражданин в течение года подает несколько заявлений, то к рассмотрению в ПФР будет принято последнее с самой поздней датой подачи.
Напомним, Пенсионный фонд России в соответствии с представлением Счетной палаты РФ приостановил прием электронных заявлений от удостоверяющих центров о переводе пенсионных накоплений в управляющие компании и негосударственные пенсионные фонды. Приостановка вызвано выявлением ряда нарушений. Таким образом, заявление о переводе средств можно подать только ЛИЧНО:
- через клиентскую службу ПФР или МФЦ;
- через интернет. Подать электронное заявление можно через Единый портал государственных услуг или Личный кабинет гражданина на сайте ПФР. И в том, и в другом случае электронное заявление должно быть подписано усиленной квалифицированной электронной подписью.
- по почте. В этом случае установление личности гражданина и проверка подлинности его подписи осуществляется нотариусом.
Список НПФ, вошедших в систему гарантирования сохранности средств пенсионных накоплений, можно найти на сайте Агентства по страхованию вкладов.