В 2017 году в Новосибирскую область на постоянное место жительство переехало более 4-х тысяч граждан из-за рубежа. Пенсионное обеспечение таких граждан зависит от «провожающей» страны.
В текущем году в регион на постоянное место жительство по данным Минтруда прибыли 4 300 граждан. Переезжают в основном из Казахстана, Украины, Узбекистана и Киргизии, всего из 13 стран ближнего и дальнего зарубежья. В основном это бывшие союзные республики. Пенсионное обеспечение таких граждан зависит от многих факторов, в том числе и от того, из какой страны прибыли новоиспеченные земляки.
Вопросы о реализации права на пенсионное обеспечение лицами, прибывшими на жительство в Российскую Федерацию, решаются на основании международных договоров, заключенных Россией с рядом бывших союзных республик. При этом, договор может быть основан на
- принципе пропорционального учета трудовой деятельности (т.е. каждая сторона назначает пенсию за свой стаж) – такие договоры с Беларусью, Латвией, Эстонией,
- принципе территориальности, т.е. пенсия назначается по законодательству государства, в котором лицо проживает на момент обращения за пенсией.
На принципе территориальности основано Соглашение от 13 марта 1992 года о гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения. Участниками данного Соглашения помимо России являются: республика Украина; республика Армения; республика Казахстан; республика Кыргызстан; республика Таджикистан; республика Туркменистан; республика Узбекистан.
Поскольку оно построено по территориальному принципу, то при переезде пенсия назначается по законодательству государства, на территории которого лицо (независимо от гражданства) постоянно проживает.
Если человек уже являлся пенсионером по прежнему месту жительства, то выплата пенсии прекращается и назначается пенсия того же вида по новому месту жительства с предъявлением требований, предусмотренных законодательством государства по новому месту жительства.
В соответствии с действующим законодательством иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на пенсию в России при соблюдении закрепленных условий (достижение возраста, наличие определенной продолжительности стажа и т.д.) только в случае постоянного проживания на ее территории, таким образом, при отсутствии у этих лиц регистрации по месту жительства в России вопрос о назначении пенсии не будет решен в любом случае. Документом, подтверждающим личность и место жительства на территории Российской Федерации, для иностранных граждан и лиц без гражданства является вид на жительство.
В случае наличия гражданства Российской Федерации пенсия может быть назначена как по месту жительства на территории Российской Федерации, так и по месту пребывания или фактического проживания на территории Российской Федерации. Документом, удостоверяющим личность, является паспорт гражданина Российской Федерации.
Есть определенные особенности и по учету стажа. Это касается периодов работы после 1 января 2002 года. Работа в бывших союзных республиках за указанный период учитывается только при подтверждении обязательных пенсионных отчислений. Эти сведения запрашиваются из компетентного органа соответствующего государства.
На принципе территориальности также основаны Соглашения с Республикой Молдова; с Республикой Грузия; с Республикой Литва.
Для учета в страховой стаж периодов работы в этих республиках после 01.01.1991 нужно конкретному лицу подтвердить уплату взносов на пенсионное страхование (обеспечение) по соответствующему государству. Справка запрашивается из компетентного органа соответствующего государства.
Нет действующего Соглашения с бывшей союзной республикой Азербайджан. При определении права на пенсию в стаж работа в республике Азербайджан учитывается только до 01.01.1991 года.
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж, дающие право на страховую пенсию по старости, можно найти на сайте ПФР в соответствующем разделе.
Специалисты Пенсионного фонда в обязательном порядке проверяют правильность и достоверность представленных документов.