События

- Здравствуйте, Александр Григорьевич! В клиентских службах Пенсионного фонда никогда не бывает пусто. С чем это связано?

Пенсионный фонд России оказывает гражданам очень широкий спектр услуг. Это ведь заблуждение, что Пенсионный фонд занимается только установлением пенсий. Есть еще целый ряд вопросов, для решения которых необходимо обращаться в Пенсионный фонд России.

Во-первых, это различные социальные выплаты (помимо страховых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению). Всего помимо пенсии Пенсионный фонд осуществляет ещё 11 видов выплат:

  • Ежемесячные денежные выплаты федеральным льготникам.
  • Дополнительное ежемесячное материальное обеспечение гражданам РФ за выдающиеся достижения и заслуги перед Отечеством.
  • Дополнительное ежемесячное материальное обеспечение в связи с 60-летием Победы в Вов.
  • Дополнительное ежемесячное материальное обеспечение специалистам ядерного оружейного комплекса.
  • Дополнительное социальное обеспечение работников угольной промышленности.
  • Компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами.
  • Ежемесячная компенсационная выплата по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства 1 группы.
  • Доплаты членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации.
  • Социальная доплата к пенсии неработающим пенсионерам.
  • Выплата на погребение неработающих пенсионеров.
  • Материнский (семейный) капитал

Во-вторых, именно ПФР ведет учет всех пенсионных прав граждан. В системе персонифицированного учета, созданной Пенсионным фондом России, в течение всей трудовой деятельности гражданина специалистами ПФР фиксируются данные, которые нужны для назначения, выплаты или перерасчета пенсии: о стаже, периодах работы, страховых взносах, количестве пенсионных коэффициентов и т. д. Где бы человек ни работали в разные периоды своей жизни, в том числе и по совместительству, сведения о стаже и страховых взносах его работодателей в пенсионную систему поступают в ПФР и хранятся как индивидуальные сведения. Данные эти в ПФР поступают от работодателей.

И, в-третьих, ПФР решает еще ряд задач и оказывает гражданам целый спектр услуг:

  • Регистрирует граждан (в том числе и новорожденных) в системе обязательного пенсионного страхования и выдает СНИЛС.
  • Принимает заявления о распоряжении средствами пенсионных накоплений.
  • Выплачивает гражданам средства пенсионных накоплений (тем гражданам, кто формирован свои пенсионные накопления в государственной управляющей компании).
  • Выплачивает средств пенсионных накоплений правопреемникам умерших застрахованных лиц.
  • «Ведет» Программу государственного софинансирования пенсий.
  • Выдает различные справки, необходимые гражданам для подтверждения размера получаемых через ПФР выплат.
  • Оказывает консультационные услуги.
  • Осуществляет адресную помощь пенсионерам и софинансирование социальных программ региона.

Ежегодно к специалистам ПФР нашего региона обращается как на личный прием, так и за консультацией по телефону и через Интернет порядка 1 млн. жителей Новосибирской области. Кстати, услуги ПФР можно получить и через любой из офисов МФЦ, а не только обратившись в клиентскую службу Пенсионного фонда.

- Сегодня наблюдается некоторый ажиотаж. Связан он, как я понимаю, с тем, что в Пенсионный фонд идут граждане за перерасчетом пенсии в связи с учетом периодов ухода за детьми. Кому все-таки следует обращаться в ПФР?

Перерасчет, действительно, производится некоторым категориям граждан, но, всем подряд пенсионерам обращаться сегодня в ПФР не нужно. Нужно понять, кому сегодня следует обратиться с документами в клиентские службы ПФР.

Новый порядок формирования пенсионных прав и расчета страховой пенсии позволяет повысить размер назначенной страховой пенсии некоторым пенсионерам, имеющим преимущественно «советский» стаж, путем ее перерасчета в соответствии с имеющимися нестраховыми периодами, которые у гражданина были учтены по старым правилам  либо при совпадении периодов ухода за детьми с работой (тогда они учтены как страховые периоды). 

Прежде всего, такой перерасчет может быть выгоден тем пенсионерам, которые осуществляли уход за двумя и более детьми, а также имеют непродолжительный трудовой стаж и невысокую заработную плату. В ряде случаев нестраховые периоды по уходу за детьми дают  таким пенсионерам больше пенсионных коэффициентов, чем произведенный учет периода работы.

Перерасчёт не положен гражданам, которым установлена государственная пенсия в фиксированном размере.

Как правило, если размер пенсии выше 10-11 тысяч рублей и уход осуществлялся за одним или двумя детьми, начисление пенсионных коэффициентов за эти периоды невыгодно. Практика также показывает, что невыгодно производить расчёт по «нестраховым» баллам пенсионерам, которые осуществляли уход за одним или двумя детьми, и которым при расчете пенсии было применено максимальное соотношение заработка (1,2).

Стоит учитывать также, что за перерасчетом пенсии следует обращаться только тем гражданам, кому она была назначена до 2015 года. При исчислении пенсий, назначаемых по новой пенсионной формуле с 2015 года, по закону учитывается наиболее выгодный вариант, поэтому в их перерасчете нет необходимости.

Перерасчет носит заявительный характер, но заявление можно подать не только в клиентской службе, но и через Личный кабинет на сайте ПФР или через портал госуслуг. В этом случае не позднее 5 рабочих дней со дня подачи электронного заявления пенсионер обязан представить в территориальный орган ПФР необходимые документы: оригиналы свидетельств о рождении детей.

Если в результате перерасчета пенсии в соответствии с имеющимися нестраховыми периодами ее размер уменьшается, перерасчет не производится.

- Наступит ли когда-нибудь такое будущее, когда человеку за услугами не нужно будет лично приходить в ПФР? Можно ли уже сегодня какие-то услуги Пенсионного фонда получить дистанционно, не приходя в клиентскую службу?

Можно сказать, что такое будущее уже наступило. Пенсионный фонд России входит в число учреждений, предоставляющих целый спектр государственных услуг в электронном виде, в том числе и через сайт ПФР, где каждый может воспользоваться своим Личным кабинетом. На сайте ПФР представлен наиболее широкий спектр услуг. Например, уже сегодня мы более 70% пенсий назначаем по электронным заявлениям.

ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ БУДУЩИХ ПЕНСИОНЕРОВ

  • узнать заработанные пенсионные коэффициенты и стаж, получить выписку о состоянии своего лицевого счета;
  • контролировать отчисления работодателя на пенсию;
  • рассчитать размер будущей пенсии на персональном пенсионном калькуляторе;
  • управлять средствами пенсионных накоплений;
  • контролировать участие в программе государственного софинансирования пенсий;
  • подать заявление об отказе от формирования накопительной пенсии;
  • подать заявление о выплате средств пенсионных накоплений (при условии, что Вы их формируете в ПФР);
  • подать заявление о выдаче сертификата на материнский (семейный) капитал, а также о распоряжении его средствами. В этом случае необходимо в течение 5 рабочих дней обратиться в  территориальный орган ПФР, куда было направлено электронное заявление, и представить документы личного хранения;
  • получить информацию о размере или остатке материнского (семейного) капитала, а также заказать соответствующую справку.
  • подать заявление об установлении компенсационной выплаты по уходу.
  • УСЛУГИ ДЛЯ ПЕНСИОНЕРОВ
  • подать заявление о назначении и доставке любого вида пенсии, а также изменить способ доставки пенсии;
  • получить информацию о назначенной пенсии и социальных выплатах и заказать соответствующую справку при необходимости;
  • подать заявление об изменении статуса занятости (этот сервис актуален для тех граждан, кто получает выплаты по линии ПФР, зависящие от факта работы);
  • подать заявление о переводе с одного вида пенсии на другой;
  • СЕРВИСЫ ДЛЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЛЬГОТНИКОВ
  • подать заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты;
  • распорядиться набором социальных услуг (подать заявление об установлении, об отказе или о возобновлении НСУ);
  • получить информацию об установленных социальных выплатах и заказать справку при необходимости;
  • заказать выписку из Федерального регистра лиц, имеющих право на получение социальной помощи.
  • УСЛУГИ БЕЗ РЕГИСТРАЦИИ
  • записаться на прием в клиентскую службу ПФР в удобное время, а при необходимости отменить или изменить предварительную запись;
  • заказать необходимые справки и документы;
  • найти клиентскую службу ПФР;
  • направить обращение в ПФР, выбрав способ получения ответа (в письменном или электронном виде);
  • задать вопрос через онлайн-приемную;
  • воспользоваться пенсионным калькулятором;
  • сформировать платежный документ в рамках Программы государст-венного софинансирования пенсий.

- Что нужно сделать новосибирцам, чтобы иметь возможность получать услуги ПФР в электронном виде?

Чтобы получить услуги ПФР в электронном виде, необходимо иметь подтвержденную учетную запись на Едином портале государственных и муниципальных услуг, то есть быть зарегистрированным в ЕСИА (Единой системе идентификации и аутентификации). ЕСИА — это информационная система в России, обеспечивающая санкционированный доступ участников информационного взаимодействия (граждан-заявителей и должностных лиц органов исполнительной власти) к информации, содержащейся в государственных информационных системах.

Зарегистрироваться можно в любом управлении ПФР или офисе МФЦ, а также на самом портале. Если гражданин уже зарегистрирован на портале, необходимо использовать логин и пароль, указанные при регистрации.

Ряд услуг ПФР можно получить через телефон благодаря мобильному приложению ПФР.  Установить его очень просто на любой смартфон или планшет.

- Счетная палата предположила, что россияне стали меньше обращаться за материнским капиталом, в том числе за распоряжением его средствами, например, по сравнению с прошлым годом. Так ли это и как обстоят дела в нашем регионе? Нужен ли материнский капитал новосибирцам?

В нашем регионе материнский капитал весьма востребован.  На сегодняшний день в Новосибирской области уже выдано 155 тысяч сертификатов на материнский (семейный) капитал. В первом полугодии текущего года обладателями сертификатов  стали 7 550 новосибирских семей. За аналогичный период прошлого года сертификат получили 7 672 новосибирца, а всего в 2016 году органами ПФР Новосибирской области было выдано 19 465 сертификатов.

Активно новосибирцы и тратят средства материнского капитала. Так органами ПФР по Новосибирской области направлено уже более 37 миллиардов рублей на распоряжение его средствами. Почти 70% новосибирских семей уже использовали средства материнского капитала (полностью или частично) по основным направлениям расходования средств.

Наиболее популярным направлением расходования этих средств у новосибирцев по-прежнему является улучшение жилищных условий семьи. На эти цели направили средства материнского капитала более 90% владельцев сертификатов, уже распорядившихся капиталом.

Неоднократно гражданам также предоставлялась возможность получить средства капитала в виде единовременной выплаты. Так в прошлом году более 35 тысяч новосибирских семей воспользовались возможностью получить «на руки» средства капитала в размере 25 тысяч рублей в виде единовременной выплаты. Именно это и значительно увеличило в прошлом году поступление заявлений на распоряжение. В текущем году такая мера гражданам не предоставлялась, и все вернулось «на круги своя».

- Один из злободневных вопросов – перерасчет пенсии работающим пенсионерам с учетом индексации. В действующие правила внесены изменения. В чем они состоят и когда вступают в силу?

С 2016 года работающие пенсионеры получают страховую пенсию и фиксированную выплату к ней без учета проводимых индексаций. Когда пенсионер трудовую деятельность прекращает, он начинает получать пенсию в полном размере с учетом всех индексаций, имевших место в период его работы.

Перерасчет осуществляется органами ПФР по данным, которые в Пенсионный фонд представляют работодатели.

В настоящее время в соответствии с действующим пенсионным законодательством при своевременной подаче работодателем сведений в ПФР возобновление индексации пенсии и начало ее выплаты с учетом индексации  происходит спустя три месяца с даты увольнения: через 2 месяца после увольнения пенсионера ПФР получает отчет, в следующем месяце принимается решение о перерасчете, и выплата, соответственно, с учетом индексации начинается с 1 числа месяца, следующего за месяцем принятия решения.

С января 2018 года после прекращения пенсионером трудовой деятельности полный размер пенсии с учетом всех индексаций будет выплачиваться за период с 1-го числа месяца после увольнения. Это стало возможным благодаря принятию 1 июля 2017 года Федерального закона № 134-ФЗ «О внесении изменения в статью 26.1 Федерального закона «О страховых пенсиях»». Закон вступит в силу с 1 января 2018 года.

Выплата полного размера пенсии будет реализована следующим образом. К примеру, пенсионер уволился с работы в марте. В апреле в ПФР поступит отчетность от работодателя с указанием того, что пенсионер еще числится работающим. В мае ПФР получит отчетность, в которой пенсионер работающим уже не числится. В июне ПФР примет решение о проведении  индексации и в июле пенсионер получит уже новый  размер пенсии, а также денежную разницу между прежним и новым размером пенсии за предыдущие три месяца – апрель, май, июнь. То есть пенсионер начнет получать полный размер пенсии спустя те же три месяца после увольнения, но эти три месяца будут ему компенсированы.

Эти правила  индексации распространяются на страховые пенсии: социальные пенсии и пенсии по гос обеспечению индексируются независимо от факта работы пенсионера. Все изменения направлены на улучшение материального положения граждан старшего возраста.

 

 

Продолжая использовать этот сайт, Вы принимаете условия пользовательского соглашения и даёте согласие на обработку пользовательских данных (файлов cookie), в том числе с использованием системы аналитики «Яндекс. Метрика», (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве (тип, производитель, модель); разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; глубина просмотра; действия пользователя на сайте; географические данные) в целях определения посещаемости сайта. Отказаться от обработки пользовательских данных и использования «cookie» можно, выбрав соответствующие настройки в браузере. Однако это может повлиять на работу некоторых функций сайта.

ПОДТВЕРЖДАЮ