С 1 января 2020 года в России вводится электронная трудовая книжка – новый формат хорошо знакомого всем работающим россиянам документа. Цифровая трудовая книжка обеспечит постоянный и удобный доступ работников к информации о своей трудовой деятельности, а работодателям откроет новые возможности кадрового учета. Переход на электронные трудовые книжки добровольный и позволяет сохранить бумажную книжку столько, сколько это необходимо.
Всем работающим гражданам необходимо будет подать заявление работодателю в произвольной форме о ведении трудовой книжки в электронном виде или о сохранении бумажной версии до 31 декабря 2020 года.
При сохранении бумажного формата работодатель, наряду с электронной книжкой, продолжит вносить сведения о трудовой деятельности также в бумажную версию. Сам же работник в последствие сможет выбрать электронную версию книжки.
Граждане, которые подадут заявление о ведении трудовой книжки в электронном виде, получат бумажную на руки. При выдаче в нее будет внесена запись о подаче работником соответствующего заявления. Вернуться к бумажному варианту возможности уже не будет.
У граждан, кто впервые устроится на работу с 2021 года, все сведения о периодах работы изначально будут вестись только в электронном виде.
Электронная трудовая книжка сохраняет практически весь перечень сведений, которые учитываются в бумажной:
- место работы;
- периоды работы;
- должность (специальность, профессия);
- квалификация (разряд, класс, категория, уровень квалификации);
- даты приема, увольнения, перевода на другую работу;
- основания прекращения трудового договора.
Сведения из электронной трудовой книжки гражданин сможет получить дистанционно через личный кабинет на сайте Пенсионного фонда России и на сайте Портала государственных услуг. Информацию можно будет получить также в бумажном виде у работодателя по последнему месту работы, в территориальном органе Пенсионного фонда России или в многофункциональном центре (МФЦ).
Преимущества электронной трудовой книжки:
- Удобный и быстрый доступ работников к информации о трудовой деятельности.
- Дополнительные возможности дистанционного трудоустройства (удобно при работе в сетевых компаниях, у которых офисы в крупных городах, а рабочие места работников находятся в различных регионах, упрощает взаимодействие работодателя и работника).
- Снижение издержек работодателей на приобретение, ведение и хранение бумажных трудовых книжек.
- Дистанционное оформление пенсий по данным лицевого счета без дополнительного документального подтверждения.
- Использование данных электронной трудовой книжки для получения государственных услуг (для подтверждения факта работы граждане могут воспользоваться электронными сервисами, что сокращает необходимость представления копий трудовых книжек, выписок из трудовой книжки).
- Новые возможности аналитической обработки данных о трудовой деятельности для работодателей и госорганов.
- Высокий уровень безопасности и сохранности данных (опыт работы ПФР за многие годы подтверждает, что информационные системы защищены в высокой степени и они аккредитованы соответствующим образом).