Индивидуальные предприниматели, главы крестьянских (фермерских) хозяйств, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие и иные лица, занимающиеся частной практикой и не являющиеся индивидуальными предпринимателями, относятся к самозанятому населению и не нанимают к себе на работу других лиц, а значит, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование только за себя. В таком случае размер и вид будущей пенсии будет зависеть только от них.
По состоянию на 1 октября 2016 года по Отделению ПФР по г. Москве и Московской области на учёте состоит 484 119 самозанятых гражданина.
Для формирования пенсионных прав самозанятому гражданину необходимо:
– Зарегистрироваться в Пенсионном фонде
Заявительный порядок действует для арбитражных управляющих и лиц, занимающихся частной практикой и не являющихся ИП. Документ, подтверждающий регистрацию, может быть направлен страхователю по почте, на электронную почту, и в форме электронного документа с электронной цифровой подписью.
– Иметь СНИЛС
Помимо ИНН, уведомлений о постановке на налоговый учёт и регистрации в ПФР, у таких граждан должен быть СНИЛС.
– Уплачивать страховые взносы
26% – тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование
5,1% – тариф страховых взносов на обязательное медицинское страхование
Пенсионные и медицинские взносы перечисляются отдельно, это происходит несколькими платежами в год или единовременно.
За неуплату или неполную уплату в установленный срок начисляются пени.
Взаимодействие с ПФР делает удобным электронный сервис «Кабинет страхователя» на официальном сайте Пенсионного фонда России. В «Кабинете страхователя» можно сформировать квитанцию, узнать о состоянии задолженности, а также:
- Получить информацию о сумме начисленных и уплаченных страховых взносов за текущий год в «Расчёте взносов»;
- Получить доступ к бесплатному программному обеспечению, формам отчётности и заявлений в «Справочной информации»;
- Оценить плательщику работу территориального органа ПФР и направить предложения по совершенствованию работы в сервисе «Написать отзыв»;
- Расширить возможности информационного взаимодействия между плательщиками и органами ПФР в «Сообщениях»;
- Оценить удобство и комфортность работы электронного сервиса в “Оценке «Кабинета страхователя»”.
Напоминаем, что с 2017 года функция по сбору страховых взносов переходит из ПФР в Федеральную налоговую службу.