3 декабря состоялась встреча Управляющей Государственным Учреждением – Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Мордовия с председателями отраслевых республиканских и первичных организаций профсоюзов республики в рамках проекта «Профсоюзы и власть».
Управляющая Отделением Пенсионного фонда РФ по РМ Лотванова Г.А. подробно остановилась на нововведениях в пенсионном законодательстве и ещё раз подчеркнула, что цель всех изменений – повысить уровень благосостояния гражданина после выхода на пенсию. Весь информационный материал был представлен в доходчивой форме в виде электронной презентации.
Участниками встречи было задано много вопросов, ответы на которые приведены ниже.
В рамках взаимодействия ГУ - Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Мордовия и Федерацией профсоюзов РМ в вопросах защиты социально-трудовых прав работников было подписано Соглашение.
Ответы на вопросы участников встречи:
1.Чем вызвана необходимость перехода к новой пенсионной формуле? Зачем потребовалось сегодня менять правила, которые только стали понятны большинству граждан?
Сегодня размер трудовой пенсии по старости в первую очередь зависит от объема страховых взносов, которые работодатели в течение трудовой деятельности уплачивают за работника в систему обязательного пенсионного страхования и трудовой стаж практически не влияет на размер пенсии.
Существующий уравнительный принцип расчета пенсии приводит к тому, что пенсии тех, кто имеет не продолжительный стаж, практически равны пенсиям лиц, продолжительность трудового стажа которых довольно значительна.
Новый порядок исчисления пенсий позволит обеспечить адекватность пенсионных прав заработной плате и повысить значение страхового стажа. При этом будет сохранен приемлемый уровень страховой нагрузки на работодателей и на федеральный бюджет, а также созданы необходимые условия для сбалансированности пенсионной системы.
2.Как будет рассчитываться пенсия по новым правилам? Что такое пенсионный коэффициент? Как будет рассчитываться его стоимость? Кто его будет устанавливать?
Формирование страховой пенсии, согласно новой формуле, будет осуществляться не в абсолютных величинах (рублях), а в коэффициентах. Это параметр, которым будет оцениваться каждый год трудовой деятельности гражданина. Годовой пенсионный коэффициент равен отношению суммы уплаченных работодателем (работодателями) страховых взносов за застрахованное лицо на формирование страховой части пенсии к сумме страховых взносов с максимальной взносооблагаемой по закону заработной платы, умноженное на 10.
Максимальный годовой коэффициент начисляется гражданину, если его зарплата, с которой уплачиваются страховые взносы, не ниже максимальной зарплаты, с которой работодатели по закону уплачивают страховые взносы и гражданин отказался от формирования пенсионных накоплений. При этом следует отметить, что учитывается только официальная заработная плата.
Также в новых правилах расчета пенсии предусматриваются дополнительные годовые коэффициенты за такие социально значимые периоды жизни человека, как срочная служба в армии, уход за ребенком, ребенком-инвалидом, гражданином старше 80 лет. Такие коэффициенты присваиваются в том случае, если в эти периоды гражданин не работал.
Далее все годовые пенсионные коэффициенты суммируются, полученная сумма умножается на премиальный коэффициент за отложенную пенсию и на стоимость годового пенсионного коэффициента.
Стоимость пенсионного коэффициента будет ежегодно устанавливаться Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральным законом.
К полученному значению прибавляется фиксированная выплата, также увеличенная на размер премиального коэффициента за обращение за назначением пенсии в более поздние сроки после достижения пенсионного возраста или возникновения права на пенсию (досрочно).
Например, если вы обратитесь за назначением пенсии через 5 лет после достижения пенсионного возраста, то фиксированная выплата вырастет на 36%, а страховая пенсия - на 45%; если через 10 лет - фиксированная выплата увеличится в 2,11 раз, страховая часть - в 2,32 раза.
3.Для кого вводится новая пенсионная формула: для всех или для тех, кто только начинает работать?
Новый порядок формирования пенсионных прав и расчёта страховой пенсии будет применяться к тем, кому только предстоит выйти на пенсию в 2015 году и далее.
При этом пенсионные права по новой пенсионной формуле в полном объёме будут формироваться у граждан, которые вступят в трудовую жизнь с 2015 г.
Уже назначенные трудовые пенсии (и те, которые будут назначены до 1 января 2015 года), будут пересчитаны по новой формуле. Если при перерасчёте размер пенсии не достигнет размера пенсии, получаемой пенсионером на 1 января 2015 года, то пенсионеру будет выплачиваться пенсия в прежнем размере.
При введении новых правил обязательным остаётся принцип сохранения пенсионных прав: все пенсионные права, сформированные до 2015 года, фиксируются, сохраняются и гарантировано будут исполняться.
4.Чего ожидать от новой пенсионной реформы ныне действующим пенсионерам?
У нынешних пенсионеров при переходе на новый порядок расчёта размер пенсии не снизится.
5.Кто получит минимальную базовую пенсию?
Такого понятия - «минимальная базовая пенсия» - нет.
К страховой пенсии по-прежнему будет выплачиваться фиксированная выплата. Это минимальное страховое обеспечение, которое будет устанавливаться всем, кто приобретет право на страховую пенсию. В настоящее время эта сумма составляет 3610 руб. 31 коп.
При этом если общая сумма материального обеспечения неработающего пенсионера не достигает величины прожиточного минимума пенсионера в регионе его проживания, ему, как и сейчас, будет устанавливаться социальная доплата к пенсии до прожиточного минимума пенсионера в регионе.
6. Будет ли перерасчет пенсии по старости работающим пенсионерам в связи с увеличением стажа работы?
На сегодня в законопроекте отсутствуют нормы, позволяющие производить перерасчет пенсии работающим пенсионерам в связи с увеличением трудового стажа.
Вместе с тем этот вопрос прорабатывается, и возможно в законопроект будут внесены соответствующие изменения.
Сегодня с уверенностью можно сказать, что работающим пенсионерам как и по действующему законодательству, пенсии будут индексироваться на общих основаниях.
7. Работники строительной отрасли просят ответить на вопрос :
Как будет устанавливаться размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованных лиц 1966 г.р., имеющих общий трудовой стаж 25 лет.
Пенсии работников строительной отрасли будут рассчитываться также как и для всех застрахованных лиц.
При расчете страховой пенсии будут учитываться страховые взносы, длительность трудового стажа, возраст обращения за назначением пенсией, а также сумма годовых коэффициентов. К страховой пенсии будет устанавливаться фиксированная выплата.
Расчет накопительной пенсии будет производиться так же, как сегодня производится расчет накопительной части трудовой пенсии.
8. Будет ли индексация пенсий в 2014 году, на сколько процентов и в какие сроки?
В 2014 году запланированы индексации трудовых пенсий с 1 февраля на 6 %, и с 1 апреля на 2 %, социальных пенсий - на 17,6 % с 1 апреля.
Изменений в части оформления пенсий в 2014 году не предвидится.
9.Каково участие Отделения ПФР по Республике Мордовия в подготовке проекта Нового пенсионного законодательства
Новые законопроекты, подготовлены в рамках реализации Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации. По поручению Правительства РФ основными разработчиками законопроектов первого этапа законопроектной работы выступали следующие министерства: Минтруд России, Минэкономразвития России, Минфин России при участии Пенсионного фонда Российской Федерации.
После одобрения законопроектов Правительством РФ, они были внесены в Государственную думу РФ.
Отделение ПФР по Республике Мордовия непосредственно не является участником разработки нового пенсионного законодательства, поскольку выступает в качестве правоприменительного органа.
К полномочиям Отделения ПФР относится проведение мониторинга правоприменения действующего законодательства, касающегося деятельности Пенсионного фонда РФ.
10.Планируются ли изменения в законодательстве по назначению досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, а также по разделам «Учреждения здравоохранения» Списков 1 и 2 ?
В новом законе о страховых пенсиях сохраняется право на назначение досрочной пенсии лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Право на досрочное назначение пенсии сохраняется и по разделам «Учреждения здравоохранения» Списков 1 и 2. При этом периоды работы после 1 января 2013 года будут засчитываться в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов в ПФР по дополнительным тарифам. Для периодов работы после 1 января 2014 года добавится еще одно условие: соответствие класса условий труда на рабочих местах вредному или опасному, что будет определяться по результатам специальной оценки условий труда.
11.Почему отпуска по уходу за ребенком, родившимся до 06.10.1992 г. не включаются в специальный педагогический стаж для назначения досрочной пенсии по старос
Закон Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-I «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о Труде Российской Федерации», который вступил в силу с 6.10.1992 года, изменил порядок зачета в стаж периодов отпуска по уходу за ребенком. Согласно названному закону отпуск по уходу за ребенком до 3-лет включается в общий трудовой стаж, но включение его в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, не предусмотрено.
В связи с этим, указанный отпуск подлежит зачету в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, только до внесения соответствующих изменений, т.е. в том случае если он начался до 06.10.1992 года.
12.Почему педагоги дополнительного образования, работающие в образовании с детьми с 1974 года, не могут получить досрочную трудовую пенсию, хотя их педагогический стаж составляет более 25 лет?
Периоды работы педагогам дополнительного образования засчитываются в стаж педагогической работы при наличии одновременно 2-х условий:
1) на 01.01.2001 года стаж работы в должности педагога дополнительного образования и учреждении дополнительного образования детей должен составлять не менее 16 лет 8 месяцев;
2) наличие хотя бы одного дня работы в период с 01.11.1999 г. по 31.12.2000 г. в должности педагога дополнительного образования и в учреждении дополнительного образования детей.
В том случае если одно из этих условий не выполняется, назначить пенсию педагогу дополнительного образования досрочно (даже при наличии 25- летнего педагогического стажа), не представляется возможным.
13. Правда ли, что с 1 июня 2011г. изменилась правоприменительная практика по зачету в специальный стаж периодов работы в должности музыкального руководителя (музыкального работника)?
Правоприменительная практика изменилась не с 1.06.2011 г., а с 2004 г.- в связи с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации.
В настоящее время работа в должности «музыкальный руководитель (работник)», которая имела место до 1.10.1993 года, засчитывается в стаж без каких-либо условий относительно нормы рабочего времени (педагогической нагрузки).
14. Как будут обстоять дела с начислением пенсии для лиц, уходящих на пенсию по льготным спискам? От чего будет зависеть размер их пенсии?
Право на досрочное назначение пенсии по льготным Спискам 1 и 2 сохранено.
При этом периоды работы будут засчитываться в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии при наличии двух условий:
- уплаты страхователем страховых взносов по дополнительным тарифам (относительно периодов работы после 1.01.2013 г.);
- соответствия (по результатам специальной оценки условий труда) класса условий труда на рабочих местах вредному или опасному (по периодам работы после 1.01.2014 г.).
Размер пенсии каждого работника будет определен индивидуально по новой формуле, также как и для пенсий, рассчитанных на общих основаниях, т.е. исходя из суммы годовых пенсионных коэффициентов, сконвертированных прав, выработанных до 01.01.2015г.
15.Что произойдёт с накопительной частью пенсии?
Все уже сформированные пенсионные накопления остаются за гражданином. Они будут выплачиваться в полном объеме с учетом дохода от их инвестирования, когда у гражданина появляется право на страховую пенсию, и он обратится за ее назначением.
При этом следует иметь в виду, что накопительная пенсия не индексируется государством. Доходность пенсионных накоплений зависит исключительно от результатов их инвестирования, то есть могут быть и убытки. В случае убытков гарантируется лишь выплата суммы уплаченных страховых взносов на накопительную часть пенсии.
16. Что будет с 2015 г. с накопительной частью так называемых «молчунов» и тех, кто передаст эту часть в НПФ или управляющие компании?
У так называемых «молчунов», т.е. у тех, кто никогда не изъявлял желания передавать средства своих пенсионных накоплений, 6 процентов тарифа страховых взносов будут направляться на финансирование страховой пенсии.
У тех, кто когда-либо заявлял о переводе своих накоплений, либо заявит до 1.01.2015 г. будет формироваться накопительная пенсия.
Право выбора: формировать накопительную пенсию или нет, предоставлено самому застрахованному лицу. Определиться необходимо в течение 2014-2015 гг.
Следует отметить, что застрахованным лицам, начинающим работать с 1 января 2014 года, предоставляется возможность осуществить такой выбор в течение пяти лет с момента первого начисления работодателем страховых взносов.
17.В чем преимущества накоплений пенсии в НПФ в отличие от ПФР?
Какого-либо преимущества у НПФ перед ПФР нет. Главное правильно определиться с выбором.
18.Как застрахованное лицо будет получать информацию о состоянии его индивидуального лицевого счета после того, как будет осуществлен перевод пенсионных накоплений из ПФР в НПФ.
Указанная информация может быть направлена в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", а также иным способом, которым пожелает застрахованное лицо, в том числе почтовым отправлением.
19. Ваше отношение к негосударственным пенсионным фондам.
Как к организациям, которые обязаны инвестировать пенсионные накопления застрахованных лиц и действовать исключительно в их интересах – разумно и добросовестно, исходя из необходимости обеспечения принципов надежности и доходности.
В настоящее время действуют 97 НПФ. Главное при выборе НПФ обращать внимание на сроки работы фонда на рынке обязательного пенсионного страхования, на доходность размещения пенсионных накоплений в долгосрочном периоде. Ознакомиться с указанной информацией возможно на интернет – сайтах негосударственных пенсионных фондов и Федеральной службы по финансовым рынкам.
20. Как сдавать отчетности в ПФР организациям, где численность работающих менее 50 человек (в форме электронного документа либо на бумажных носителях)?
Организации, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения превышает 50 человек, обязаны представлять соответствующую отчетность в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в форме электронных документов. Указанная обязанность закреплена ч. 10 ст. 15 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
Соответственно, организации, у которых среднесписочная численность физических лиц менее 50 человек, имеют право представлять соответствующую отчетность в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, как в форме электронных документов, так и на бумажных носителях.
При этом следует учитывать, что электронный документооборот в Российской Федерации приобретает большое значение. Повсеместное внедрение электронного документооборота существенно экономит время, связанное с отправкой отчетности. Использование средств автоматической проверки отчетности уменьшает вероятность предоставления в орган Пенсионного фонда Российской Федерации ошибочных данных, соответственно снижаются риски применения финансовых санкций.