По состоянию на 5 июня в Отделение Пенсионного фонда РФ по РМ обратились 60 граждан республики с жалобами на неправомерный перевод их пенсионных накоплений в негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Узнав из полученных извещений о переводе их пенсионных накоплений в НПФ, 50 человек обратились с устными просьбами, а 10 - написали письменные заявления с требованием разобраться в сложившейся ситуации и вернуть их средства предыдущему страховщику.
70 процентов граждан обратились с жалобами на неправомерные действия НПФ «Норильский никель» и «КитФинанс», другие – на НПФ «Русь» и «Стройкомплекс».
Филиалов «Норильского никеля» и «КитФинанса» в Мордовии нет, тем не менее, жители республики пострадали. Так, житель п. Комсомольский Чамзинского района С. написал заявление в Отделение ПФР по РМ, в котором указал, что его пенсионные накопления были переведены в НПФ «Норильский никель», хотя сам гражданин договора с этим НПФ не заключал. Специалисты ОПФР по РМ выяснили, что заявление якобы от имени гражданина С. с просьбой о переводе его пенсионных накоплений в НПФ «Норильский никель» зарегистрировано в данном НПФ 27 декабря 2010 года. У «Норильского никеля» заключено соглашение о взаимном удостоверении подписей с Отделением ПФР по г. Москве и Московской области, в рамках которого гражданин имеет право при личном обращении подать заявление в НПФ, а ответственные работники которого удостоверяют подпись застрахованного лица на заявлении и направляют документ в электронной форме в отделение ПФР. Там специалисты вторично удостоверяют подпись заявителя и направляют его заявление в Пенсионный фонд РФ, где принимается решение о переводе пенсионных накоплений в выбранный НПФ.
Таким образом, подделав подпись заявителя, специалисты НПФ грубо нарушили закон.
По такой же схеме были неправомерно переведены в НПФ пенсионные средства и других 59 граждан республики.
Пенсионный фонд Российской Федерации принял решение о расторжении трансферагентских соглашений (отношений в рамках соглашения о взаимном удостоверении подписей) с НПФ «Норильский никель», «Ренессанс жизнь и пенсии» и «Благосостояние». Именно на эти три НПФ в ПФР поступило наибольшее количество жалоб граждан, связанных с незаконным переводом их пенсионных накоплений по результатам переходной кампании 2010 года.
Сейчас идут внеплановые проверки выполнения другими НПФ трансферагентских соглашений в части достоверности передаваемой в ПФР информации (удостоверения подписей застрахованных лиц). В отношении НПФ, нарушивших права граждан, по закону могут быть приняты меры административного воздействия, вплоть до аннулирования лицензии.
Все письменные жалобы граждан доводятся до НПФ, которые должны в месячный срок представить в ПФР ответ по каждой жалобе.