Если гражданин обнаружил, что средства его пенсионных накоплений переведены в какой-либо негосударственный Пенсионный фонд (НПФ) без его согласия, необходимо обратиться с претензией в данный НПФ. Текст претензии составляется в свободной форме. НПФ обязан проинформировать человека, на основании каких документов пенсионные накопления были переведены. НПФ в обязательном порядке должен располагать оригиналом договора с гражданином о переводе средств.
Если в договоре, заключенном от имени застрахованного лица, стоит чужая подпись, необходимо обратиться в суд с исковым заявлением о признании договора недействительным. На основании соответствующего судебного решения фонд обязан будет возвратить пенсионные накопления предыдущему страховщику.
Вернуть свои деньги без обращения в суд можно только на основании соответствующего заявления, поданного гражданином не позднее 1 декабря текущего года* в территориальный орган ПФР по месту жительства.
При этом необходимо помнить, что:
1) существуют риски потери части инвестдоходов от пенсионных накоплений.
Переводить пенсионные накопления без потери инвестиционного дохода возможно не чаще, чем один раз в 5 лет (по так называемым, «срочным заявлениям»). В 2021 году перевести средства пенсионных накоплений без потерь смогут только те граждане, у которых заявление о выборе страховщика было подано и положительно рассмотрено Пенсионным фондом РФ в 2016 году.
2) переход от одного страховщика к другому по «досрочным заявлениям» (т.е. чаще, чем 1 раз в 5 лет) происходит до 1 марта года, следующего за годом подачи гражданином заявления. Например, если подать заявление «о досрочном переводе» средств своих пенсионных накоплений в 2021 году, то решение по заявлению будет вынесено Пенсионным фондом до 1 марта 2022 года, а перевод средств произойдет до 31 марта 2022 года.
*Заявление о выборе инвестиционного портфеля (УК) подается не позднее 31 декабря текущего года.