С этого года внесены изменения в правила подачи заявлений о переводе средств пенсионных накоплений от одного страховщика к другому. Это связано с возросшим в 2018 году количеством жалоб от граждан на неправомерные действия представителей негосударственных пенсионных фондов.
Новшество позволит оградить граждан от потери инвестиционного дохода. Напомним, существуют два вида заявлений о переводе средств пенсионный накоплений: срочные и досрочные. В первом случае переход из ПФР в НПФ или из одного НПФ в другой осуществляется один раз в пять лет. При этом все накопления гражданина, а также доход от их инвестирования сохраняются. Если менять страховщика чаще одного раза в пять лет (досрочные заявления), инвестиционный доход теряется. Об этом недобросовестные агенты НПФ нередко умалчивали.
Какие изменения произошли? Во-первых, изменилась процедура регистрации заявлений. Теперь при личном обращении гражданина в клиентскую службу ПФР заявление регистрируется от имени гражданина на портале госуслуг.
Подать заявление можно в электронной форме через «Личный кабинет гражданина» на сайте ПФР, Портал госуслуг и самостоятельно из дома. Для этого потребуется усиленная квалифицированная электронная подпись.
В связи с введенными новшествами, начиная с 2019 года, каждый гражданин на портале госуслуг или в Личном кабинете гражданина на сайте ПФР может отслеживать историю всех поданных им заявлений и уведомлений, в том числе информацию о дате и способе их подачи.
В случае если гражданин выбрал вариант досрочного перехода к новому страховщику, при подаче заявления он в обязательном порядке информируется Пенсионным фондом о сумме инвестиционного дохода, которую он при этом потеряет.
Данная информация позволит гражданину взвесить все за и против и сделать осознанный выбор, согласен ли он потерять инвестиционный доход при досрочной смене страховщика или стоит подождать с переходом. Вне зависимости от способа подачи заявления ПФР будет сообщать текущему страховщику и новому страховщику, который указан в заявлении гражданина, о факте подачи им заявления или уведомления.
Еще одно изменение внесено в сроки подачи заявления. Теперь сделать это можно не позднее 1 декабря текущего года, а не как ранее – в последний рабочий день текущего года. Таким образом, у граждан появилась возможность отозвать поданное заявление в течение декабря, подав уведомления об отказе от смены страховщика.
Новое уведомление позволит гражданам своевременно реагировать на заявления, поданные от их имени недобросовестными агентами НПФ, и отказаться от смены страховщика, тем самым избежав возможной потери инвестиционного дохода. Способы подачи уведомления об отказе от смены страховщика аналогичны способам подачи заявлений.
Отметим, в Магаданской области зарегистрирован первый случай положительного решения суда в пользу гражданки по ее иску к одному из НПФ. Недавно жительнице нашего региона удалось через суд доказать, что ее подпись под новым договором с НПФ была подделана, в результате чего средства ее пенсионных накоплений были незаконно переведены из одного НПФ в другой. В итоге суд обязал недобросовестный Негосударственный Пенсионный фонд вернуть средства, а также инвестиционный доход прежнему страховщику, удалить персональные данные женщины и компенсировать другие понесенные истицей затраты.