С начала 2020 года в нашей стране введены электронные трудовые книжки - новый формат хорошо знакомого всем работающим россиянам документа. Переход на цифровые трудовые - предусмотрен поправками в действующее законодательство.
Электронная трудовая книжка не предполагает физического носителя и будет реализована только в цифровом формате. Просмотреть сведения электронной книжки можно будет:
- в личном кабинете на сайте Пенсионного фонда;
- на портале Госуслуг;
При необходимости сведения электронной трудовой книжки будут предоставляться в виде бумажной выписки. Предоставить ее сможет:
- работодатель по последнему месту работы;
- территориальный орган Пенсионного фонда;
- МФЦ.
Предполагается, что данная услуга будет предоставляться экстерриториально, то есть без привязки к месту жительства или работы человека. Можно отметить еще ряд положительных сторон перехода на электронные трудовые книжки: удобный и быстрый доступ работников к информации о трудовой деятельности; минимизация ошибочных, неточных и недостоверных сведений о трудовой деятельности; возможность дистанционного трудоустройства; дистанционное оформление пенсий по данным лицевого счета без дополнительного документального подтверждения; использование данных электронной трудовой книжки для получения государственных услуг; высокий уровень безопасности и сохранности данных.
Формирование электронных трудовых книжек россиян стартовало с 2020 года. Для всех работающих граждан переход к новому формату сведений о трудовой деятельности является добровольным и осуществляется только с согласия человека. Исключением станут те, кто впервые устроится на работу в 2021 году. У таких людей все сведения о периодах работы изначально будут вестись только в электронном виде без оформления бумажной трудовой книжки.
С 1 января 2020 года для работодателей введена обязанность ежемесячно подавать в Пенсионный фонд сведения о трудовой деятельности, на основе которых будут формироваться электронные трудовые книжки россиян. В связи с этим:
- работодателям надлежит письменно проинформировать работников о соответствующих изменениях в трудовом законодательстве и праве работников сохранить бумажную трудовую книжку;
- при необходимости работодателям предстоит провести работу по изменению локальных нормативных актов, регламентирующих деятельность организации, внести изменения в соглашения и коллективные договоры, скорректировать порядок ведения кадрового документооборота.
О нововведениях для работников: если их трудовая книжка ведется только в электронном виде, при трудоустройстве они должны будут предъявить работодателю информацию:
- либо в распечатанном виде;
- либо в электронной форме с цифровой подписью.
В обоих случаях работодатель перенесет данные в свою систему кадрового учета. При увольнении работодатель будет обязан выдать сведения о трудовой деятельности либо на бумаге, либо в электронном виде (если у него есть такая возможность). В случае сохранения бумажной трудовой книжки данные будут фиксироваться и в ней.