В целях повышения качества и доступности в получении услуг Пенсионного фонда России гражданами с ограниченными возможностями здоровья и представителями маломобильных групп населения, а также в рамках проекта «Доступная среда» органами ПФР разработан целый комплекс мероприятий, который успешно реализовывался и в 2017 году.
На сайте Пенсионного фонда России в 2017 году заработал голосовой ассистент – новая функция, которая позволяет озвучивать любую размещенную на ресурсе текстовую информацию. Теперь все публикуемые материалы ПФР можно не только читать, но и прослушивать, что особенно важно для людей со слабым зрением и тех, кому сложно воспринимать текст с экрана электронного устройства. Прослушивать можно в равной степени и короткие тексты наподобие меню страниц, названий разделов сайта, и длинные материалы, такие как новости или тематические статьи. Голосовой ассистент интегрирован в версию сайта для слабовидящих, которая также создана и функционирует на сайте ПФР для граждан, имеющих проблемы со зрением.Пенсионный фонд стал первым российским госучреждением, запустившим сервис голосового ассистента на своем сайте.
На сегодняшний день бОльшую часть услуг Пенсионного фонда России можно получить в электронном виде, что особенно удобно для людей с ограниченными возможностями здоровья. Эти услуги можно получить через Единый портал госуслуг или в Личном кабинете гражданина на сайте ПФР, где спектр этих услуг гораздо шире. Воспользоваться Личным кабинетом могут люди различных категорий и возрастов. Здесь можно установить пенсию и выбрать способ ее доставки, а также сменить его при необходимости, подать заявления о перерасчете или о выплате средств пенсионных накоплений. Только за первые месяцы 2018 года заявления о назначении пенсии в электронном виде подали 2 393 человека. Более 3 600 человек с помощью электронных сервисов определились со способом доставки пенсии. Это почти 80% от всех обратившихся за данными услугами граждан. Через Личный кабинет можно также подать заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты, которая устанавливается гражданам с инвалидностью, а также подать заявление об отказе или возобновлении получения набора соцуслуг.
Граждане, имеющие право на материнский (семейный) капитал, могут дистанционно подать заявление на получение сертификата на материнский капитал, а также о распоряжении его средствами. Через Личный кабинет можно также получить информацию о сформированных пенсионных правах, заказать справку (выписку) о состоянии индивидуального лицевого счета.
Впервые в 2017 году электронные сервисы Пенсионного фонда появились и в мобильном приложении. Теперь владельцы современных смартфонов и планшетов с операционной системой Android могут получить целый ряд услуг благодаря мобильному приложению «ПФР электронные сервисы».
В 2017-м году запущен Федеральный реестр инвалидов - крупнейшая информационная система, которая охватывает наиболее полные сведения о каждом гражданине с инвалидностью в России. К реестру постепенно подключаются все пользователи и поставщики информации, в том числе на уровне субъектов РФ.
Для инвалидов доступ к ФРИ открыт в Личном кабинете на сайте ПФР и в мобильном приложении, через которые можно получить информацию о назначенных инвалиду выплатах и положенных льготах, подать электронные заявления о назначении пенсий и соцвыплат, оставить отзыв о качестве оказанных госуслуг. Полномасштабное использование реестра с участием всех поставщиков и потребителей информации планируется уже к середине 2018 года.