До недавнего времени информация о социальном обеспечении инвалидов в Российской Федерации по отдельным показателям (образование, трудоустройство, пенсионное обеспечение, выполнение индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов, медицинские услуги, лекарственное обеспечение, санаторно-курортное лечение, получение льгот, нуждаемость в улучшении жилищных условий и т.д.) находилась в ведении различных ведомств и не была доступна в оперативном и актуальном режиме.
Отсутствие достоверной информации о фактической численности инвалидов, об их уровне образования, трудовой занятости и потребности в мерах социальной защиты затрудняло проведение анализа социально-экономического положения инвалидов, осложняло процесс планирования реабилитационных мероприятий и оценки их эффективности, а также не позволяло инвалидам получать полную информацию об имеющихся у них правах и возможностях.
Изменить ситуацию позволило создание Федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр инвалидов» (ФРИ), администратором которой является Пенсионный фонд Российской Федерации.
Федеральный реестр инвалидов представляет собой информационную систему, содержащую в себе всю информацию об инвалидах, в том числе необходимую органам власти для предоставления услуг инвалидам, что позволяет избежать многократного и разнонаправленного документооборота между такими органами власти.
Еще одним из достоинств реестра инвалидов является специально созданный Личный кабинет, в котором гражданин, признанный инвалидом, может получить информацию об инвалидности, о рекомендованных и исполненных мероприятиях реабилитации и абилитации, положенных и предоставленных услугах и выплатах, а также обратиться за предоставлением услуг в электронном виде.
Чтобы получать услуги через Личный кабинет на портале ФРИ, необходимо иметь регистрацию с подтвержденной учетной записью на сайте госуслуг. Кроме того, доступ к ФРИ для инвалидов открыт и в Личном кабинете на сайте ПФР, и в мобильном приложении ФРИ. Через эти электронные сервисы можно получить информацию о назначенных инвалиду выплатах и положенных по закону льготах, подать заявления о назначении пенсий и соцвыплат, оставить свой отзыв о качестве оказанных услуг.
В Отделении Пенсионного фонда Российской Федерации по Костромской области уже используют информацию из ФРИ при назначении пенсии по инвалидности.