С начала года наши земляки получили более 7000 услуг Социального фонда проактивно, то есть, в беззаявительном режиме. Какие пособия и выплаты фонд сегодня предоставляет проактивно? Какие электронные сервисы расширят перечень услуг СФР в ближайшее время? Об этом в интервью республиканским СМИ рассказал Управляющий Отделением Социального фонда по Карачаево-Черкесской Республике Аслан Озов.
– Аслан Анатольевич, сколько госуслуг предоставляет Карачаево-Черкесское Отделение Соцфонда? И какие именно – в электронном формате?
– Республиканское Отделение Социального фонда, без преувеличения, обслуживает всё население КЧР. Ведомство фактически является единым окном для предоставления всех федеральных мер социальной поддержки, начиная от пособий беременным женщинам и заканчивая пенсиями по старости.
На данный момент Отделение оказывает жителям Карачаево-Черкесии – 44, а если считать вместе с подуслугами – 182 госуслуги.
Большинство из них доступны в электронном виде на портале Госуслуг созданы 116 электронных сервисов, благодаря чему услуги Социального фонда можно получить в дистанционном формате. Но для этого требуется подать заявление. Например, единое пособие. На основе заявления гражданина Социальный фонд начинает работу: осуществляет необходимые запросы в ведомства, выносит решения, назначает выплаты, перечисляет средства. И все это делается по одному заявлению.
– В чем разница между проактивными услугами и электронными?
–Чтобы получить электронную услугу, необходимо подать заявление на портале Госуслуг. Проактивные услуги предполагают, что гражданину не надо подавать никакого заявления. При наступлении определенной жизненной ситуации Фонд автоматически назначает все положенные гражданину меры соцподдержки, а затем информирует его о назначении выплаты.
– Какие госуслуги СФР сегодня предоставляются проактивно?
– Сегодня около десятка госуслуг региональное Отделение СФР предоставляет гражданам в беззаявительном формате. Например, рождение ребенка – это жизненная ситуация, при наступлении которой родители имеют право на ряд госуслуг Соцфонда. На основе внесения органами ЗАГС сведений о рождении малыша в государственные информационные базы данных, Социальный фонд проактивно оформляет новорожденному СНИЛС, формирует сертификат на материнский капитал и направляет его в личный кабинет мамы на портале Госуслуг.
Или другой пример: при наступлении инвалидности на основе данных Федерального реестра инвалидов Отделение назначает жителям региона пенсии по инвалидности в беззаявительном порядке и устанавливает ежемесячные денежные выплаты.
Также в список проактивных услуг входят назначение досрочной пенсии по старости безработным гражданам по предложению органа службы занятости; установление федеральной социальной доплаты к пенсии; продление пенсии по случаю потери кормильца по сведениям из образовательных учреждений.
Кроме того, есть еще и услуги, которые не входят в перечень государственных, но предоставляются работающим гражданам в проактиве: пособие по временной нетрудоспособности; пособие по беременности и родам; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет. Отделение Соцфонда КЧР самостоятельно направляет запросы работодателю, чтобы получить необходимые сведения о застрахованном лице, его стаже и заработке для расчета данных пособий.
Также с 1 января 2023 года в беззаявительном режиме Отделение производит выплаты отдельным категориям медицинских работников в качестве меры дополнительной государственной соцподдержки. Выплаты назначаются и выплачиваются медицинским работникам, на основании сведений, представленных их работодателями (медицинскими организациями). Никаких документов или заявлений со стороны самих получателей не требуется.
Важный аспект проактива – беззаявительное информирование граждан о положенных им мерах соцподдержки. Так, в этом году Социальным фондом региона реализован проект по информированию мужчин от 45 лет и женщин от 40 лет о сформированных к этому возрасту пенсионных правах. Какой стаж? Какие коэффициенты? Какой предполагаемый размер пенсии? В Карачаево-Черкесии такие письма получили более 2000 наших земляков.
– В чем преимущества беззаявительной формы для специалистов и получателей услуг СФР?
– Основная цель проактива – ускорить процесс назначения мер социальной поддержки и сделать этот процесс максимально простым и удобным для граждан. Когда не нужно самим подавать заявления, ходить по инстанциям и собирать справки. Система уже сейчас обеспечивает нашим землякам удобные условия получения выплат.
Необходимые сведения для оказания услуги гражданину специалисты Отделения Социального фонда получают самостоятельно из государственных информационных систем в рамках межведомственного взаимодействия.
– Как узнать, какие меры социальной поддержки положены человеку по линии Социального фонда? Как получить информацию об услугах, которые по факту уже оказаны? В том числе – в электронном виде?
– Полную информацию о государственных услугах, которые предоставляет гражданам Соцфонд, можно получить на официальном сайте СФР. Вся информация на сайте структурирована по категориям: пенсионерам, семьям с детьми, трудоспособному населению. По каждому виду поддержки представлена информация: кому положена выплата, как ее оформить.
Любую информацию об услугах Социального фонда вы можете получить в наших клиентских службах либо в офисах МФЦ.
Кроме того, консультации по всем направлениям деятельности СФР предоставляются специалистами Социального фонда КЧР по единому телефону «горячей линии»: 8-800-200-02-61в рабочие дни с 8:00 до 17:00.
Узнать о положенных мерах социальной поддержки можно и на портале Госуслуг, запросив сведения в личном кабинете. Если на Госуслугах подписаться на получение уведомлений о полученных мерах, то такие уведомления будут поступать сразу же, после наступления события, которое дает право на господдержку.
Информацию об уже назначенных выплатах можно получить, заказав на портале Госуслуг выписку о назначенных мерах социальной поддержки. Выписку можно запросить за любой период, начиная с 1 января 2018 года.
– Аслан Анатольевич, беззаявительная система будет и дальше модернизироваться?
Карачаево-Черкесское Отделение СФР уже оказывает услуги по принципам Социального казначейства, максимально упрощая всю процедуру для граждан. Следующим шагом в данном направлении станет запуск единой цифровой платформы в социальной сфере.
Это позволит собрать о человеке всю информацию, необходимую для проактивного и беззаявительного обслуживания. Сведения будут аккумулироваться в статусы, обновляемые в течение всей жизни.
В 2024 году число беззаявительных мер поддержки, предоставляемых СФР, увеличится.