В соответсвии с пунктом 2 статьи 30 Закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при определении расчетного размера трудовой пенсии учитывается среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета либо за любые 60 месяцев подряд (по 2001 г. включительно)на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
Статья 15 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173- ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не предусматривает установления повышенной базовой части трудовой пенсии в связи с достижением возраста 80 лет лицам, являющимся получателями пенсии по инвалидности 2 группы. Так как повышенная базовая часть может быть установлена только к пенсии по старости, при наличии не менее 5 лет страхового стажа пенсионеру следует обратиться с заявлением в территориальное Управление Пенсионного фонда по месту жительства о переводе с пенсии по инвалидности на пенсию по старости.
Пунктом 6 статьи 9 Закона от 17.12.2001 г. № 173- ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено право членам семьи умершего кормильца, для которых его помощь была постоянным и основным источником средств к существованию, которые сами получают какую- либо пенсию, перейти на трудовую пенсию по случаю потери кормильца.
Для реализации этого права необходимо, чтобы член семьи умершего кормильца относился к кругу лиц, имеющих право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца. Нетрудоспособным членом семьи умершего кормильца признается, в частности, супруг (супруга) умершего кормильца, если он (она) достиг возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо является инвалидом, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности.
Таким образом, супруг умершего кормильца, получающий трудовую пенсию по старости, может перейти на трудовую пенсию по случаю потери кормильца, при условии, если помощь умершего кормильца была для него постоянным и основным источником средств к существованию.
В качестве документов, подтверждающих, что помощь умершего кормильца была постоянным и основным источником средств к существованию, могут быть представлены справки жилищных органов или органов местного самоуправления о нахождении обратившегося члена семьи на иждивении умершего, справки о доходах всех членов семьи, иные документы, содержащие требуемые сведения.
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, оценивает сведения, содержащиеся в представленных документах, и приходит к выводу о том, являлась ли помощь умершего кормильца для обратившегося члена семьи постоянным и основным источником средств к существованию или нет.
В случае, если орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, не имеет возможности сделать вывод о том, что помощь умершего кормильца для обратившегося члена семьи умершего кормильца являлась постоянным и основным источником средств к существованию, данный факт может быть подтвержден в судебном порядке.
Согласно п. 3 ст. 17 Федерального закона № 173- ФЗ от 17.12.2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" лицу, осуществлявшему работу и (или) иную деятельность не менее чем в течение 12 полных месяцев со дня назначения страховой части трудовой пенсии по старости или страховой части трудовой пенсии по инвалидности либо со дня предыдущего перерасчета размера указанной части соответсвующей трудовой пенсии, по его заявлению производится перерасчет размера страховой части трудовой пенсии по старости или страховой части трудовой пенсии по инвалидности. Под осуществлением работы "не менее чем в течение 12 полных месяцев" понимается период времени со дня назначения или предыдущего перерасчета продолжительностью не менее 12 полных месяцев. Следовательно, в указанном периоде продолжительность периодов работы может быть и менее 12 полных месяцев. При этом за данные месяцы должны уплачиваться страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.
Из вышеизложенного следует, что право на перерасчет страховой части трудовой пенсии возникает только спустя год после назначения пенсии или ее перерасчета с учетом страховых взносов, уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии со ст.14 и ст. 15 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с 01.01.2002 г. предусмотрено право на повышение базовой части трудовой пенсии по старости и по инвалидности с учетом иждивенцев независимо от того, работают родители или нет. Повышенная базовая часть может быть установлена в данном случае к пенсиям обоих родителей.
До 01.01.2002 г. в соответствии с Федеральным законом № 340-1 от 20.11.1990 г. "О государственных пенсиях в Российской Федерации" к пенсии по старости и по инвалидности начислялась надбавка на иждивенцев, при этом данная надбавка устанавливалась к пенсии одного из неработающих родителей.
Социальная пенсия ребенку инвалиду назначается на основании Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении". Согласно ст. 23 указанного Закона пенсия назначается с 1- го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее независимо от вида пенсии.
В связи с вступлением в силу Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 г. № 2- П о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173- ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ за период до 01.01.2002 г. могут применять правила и нормы, действовавшие до введения в действие нового правового регулирования, вне зависимости от того, выработан ли указанный стаж полностью либо частично.
Период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до 6 октября 1992 года включался в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, согласно пункту 21 Разъяснения Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 г. № 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78, и 78.1 Закона РСФР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет".
Таким образом, в рамках Постановления Конституционного суда от 29.10.2004 г. № 2-П может быть применено Разъяснение от 22.05.1996 г. № 5 и период отпуска по уходу за ребенком до 6 октября 1992 года может быть включен в специальный (льготный) стаж.
После 06.10.1992 г. период отпуска по уходу за ребенком в специальный (льготный) стаж не включается
Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 г. № 555 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий" установлено, что документы, выдаваемые в целях подтверждения периодов работы, периодов иной деятельности и иных периодов, должны содержать номер и дату выдачи, фамилию, имя, отчество застрахованного лица, которому выдается документ, число, месяц и год его рождения, место работы, период работы, профессию (должность), основания их выдачи (приказы, лицевые счета и другие документы). Документы, выданные работодателями застрахованному лицу при увольнении с работы, могут приниматься в подтверждение страхового стажа и в том случае, если не содержат основания для их выдачи.
Для страхователей - индивидуальных предпринимателей 1966 года рождения и старше (а в 2002-2004 годах - мужчины 1952 года рождения и старше и женщины 1956 года рождения и старше) обязанность уплачивать страховые взносы в бюджет ПФР в виде фиксированного платежа в части, направляемой на финансирование накопительной части трудовой пенсии, прекращается с 12 апреля 2005 года - даты провозглашения определений Конституционного Суда Российской Федерации № 164-О, № 165-О, а для страхователей, являющихся адвокатами, занимающимися частной практикой нотариусами 1966 года рождения и старше (а в 2002-2004 годах - мужчины 1952 года рождения и старше и женщины 1956 года рождения и старше) - с 11 октября 2005 г. - с даты вступления в законную силу постановления Правительства Российской Федерации от 26.09.2006 № 582. До этих дат обязанность уплаты страховых взносов в виде фиксированного платежа на накопительную часть трудовой пенсии указанными категориями страхователей не отменена.
Уплата страховых взносов обеспечивает формирование их пенсионных прав, приобретение права на получение трудовой пенсии.
Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ) предусматривает, что установление застрахованному лицу накопительной части трудовой пенсии осуществляется при наличии средств, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета. При этом возникновение у застрахованного лица права на получение накопительной части трудовой пенсии законодатель связывает и с достижением им общеустановленного пенсионного возраста. Устанавливая дифференциацию применительно к взиманию страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии (в зависимости от возраста застрахованного лица) в системной связи со статьями 22 и 33 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ), законодатель исходил из необходимости обеспечить к моменту достижения пенсионного возраста и назначения пенсии формирование достаточных для выплаты этой части пенсионных накоплений, для чего требуется соответствующий временной период. Кроме того, не принят федеральный закон, которым бы определялся ожидаемый период выплат накопительной части трудовой пенсии по старости для расчета ее размера (пункт 9 статьи 14 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ).
Таким образом, уплата страховых взносов в виде фиксированного платежа, направляемых на финансирование накопительной части трудовой пенсии страхователями 1966 года рождения и старше (а в 2002-2004 годах - мужчинами 1952 года рождения и старше и женщинами 1956 года рождения и старше) представляется нецелесообразной.
Страхователи 1966 года рождения и старше (а в 2002-2004 годах - мужчины 1952 года рождения и старше и женщины 1956 года рождения и старше) для приобретения пенсионных прав уплачивают страховые взносы в виде фиксированного платежа в части, направляемой на финансирование страховой части трудовой пенсии, в размере, установленном статьей 28 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ, т.е. 100 рублей.
Постановление Правительства Российской Федерации от 26.09.2005 № 582 не распространяется на прошлые периоды в части уплаты страховых взносов в виде фиксированного платежа и право его неуплаты возникает у страхователей, указанных в пункте 3 Правил с момента провозглашения соответствующих определений Конституционного Суда Российской Федерации:
индивидуальных предпринимателей и адвокатов, которые являются получателями пенсий, установленных в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей - с 24 мая 2005 года - даты провозглашения определения Конституционного Суда Российской Федерации № 223 - О;
индивидуальных предпринимателей, не осуществлявших предпринимательскую деятельность в связи с нахождением в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет - с 12 мая 2005 года - даты провозглашения определения Конституционного Суда Российской Федерации № 182-О;
частных детективов, занимающихся частной практикой нотариусов - с 11 октября 2005 года - даты вступления в законную силу постановления Правительства Российской Федерации от 26.09.2006 № 582.
Индивидуальные предприниматели, не осуществлявшие предпринимательскую деятельность в связи с нахождением в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, освобождаются от уплаты фиксированного платежа:
в случае рождения ребенка после провозглашения определений Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.2005 № 182-О, № 213-О - со дня, следующего за днем окончания отпуска по беременности и родам;
в случае рождения ребенка до вступления в силу вышеуказанных определений Конституционного Суда Российской Федерации - с 12.05.2005, т.е. даты провозглашения вышеуказанных определений Конституционного Суда Российской Федерации.
Кроме того, индивидуальные предприниматели освобождаются от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за иные периоды, перечисленные в статье 11 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в частности, за период получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.
Указанные категории страхователей могут быть освобождены от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование только после внесения соответствующих дополнений в Правила уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.2005 № 582.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении. Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 9 указанного Федерального закона нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются, в частности, дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, в том числе в иностранных образовательных учреждениях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет.
Таким образом, действующим пенсионным законодательством предусмотрены случаи, когда трудовая пенсия по случаю потери кормильца не может быть назначена нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения. К таким случаям законодатель относит: обучение в образовательных учреждениях дополнительного образования, а также в иностранных образовательных учреждениях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, без направления на обучение. Каких-либо других ограничений в праве на трудовую пенсию по случаю потери кормильца в отношении указанных лиц законодатель не предусматривает.
Учитывая вышеизложенное, дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, до достижения ими возраста 23 лет, могут реализовать право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца, если после окончания колледжа или института они обучаются в другом колледже или институте по очной форме обучения.
В соответствии с положениями статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ) расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованных лиц исчисляется исходя из среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
При этом согласно пункту 12 указанной статьи при оценке пенсионных прав застрахованных лиц применяется порядок подтверждения, а также увеличения заработка застрахованного лица, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до 01.01.2002.
В соответствии со статьей 100 действовавшего до 01.01.2002 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 17.03.1997 № 52-ФЗ) в заработок для исчисления пенсии включаются все виды выплат (дохода), полученных в связи с выполнением работы (служебных обязанностей), предусмотренной статьёй 89 данного Закона, на которые начислялись страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Виды выплат, на которые не начислялись страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, определяются Правительством Российской Федерации.
Наряду с указанными выплатами в заработок для исчисления пенсии включаются три вида выплат, не связанных с выполнением работ, на которые страховые взносы не начисляются. К ним относятся: денежное довольствие военнослужащих и лиц, приравненных к ним в пенсионном обеспечении, выплачиваемое за период прохождения службы (статья 90 данного Закона); пособие по временной нетрудоспособности; стипендия, выплачиваемая за период обучения (статья 91 названного Закона).
В соответствии с Перечнем выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный Фонд Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.1997 № 546, страховые взносы не начисляются в т.ч. на вознаграждения, выплачиваемые гражданам по договорам гражданско-правового характера, исключая вознаграждения, выплачиваемые по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг, а также исключая вознаграждения по авторским договорам.
Таким образом, страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации начисляются на суммы авторского гонорара, которые выплачиваются работодателями – предприятиями, учреждениями, организациями за выполненную автором работу.
При этом впервые уплата организациями страховых взносов на государственное социальное страхование с сумм авторского гонорара в соответствии с Порядком уплаты страховых вносов предприятиями, организациями и гражданами в Пенсионный фонд РСФСР, утвержденным постановлением Верховного Совета РСФСР от 30.01.1991 № 556-1, стала производиться с 01.01.1991.
Учитывая изложенное, при оценке пенсионных прав застрахованного лица по состоянию на 01.01.2002 в составе заработка могут быть учтены суммы авторского гонорара, но не ранее, чем с 01.01.1991.
Что касается сумм, выплаченных за использование созданного авторского произведения, то они не носят характер оплаты труда и на них не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, и, следовательно, указанные суммы не могут быть учтены в составе заработка при осуществлении оценки пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002.
Порядок оценки пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2001 путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал определен статьей 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ) расчетный размер трудовой пенсии определяется на основании среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо из среднемесячного заработка за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
Согласно пункту 12 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ при оценке пенсионных прав застрахованных лиц применяется порядок подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях – заработка застрахованного лица), а также порядок увеличения заработка застрахованного лица, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу указанного Федерального закона.
Исходя из положений статей 100 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» в заработок для исчисления пенсии включаются все виды выплат (дохода), полученных в связи с выполнением работы (служебных обязанностей), на которые начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При этом статьей 102 названного Закона определены периоды, за которые определяется средний заработок застрахованного лица при назначении пенсии: 24 последних месяца работы (службы, кроме срочной военной службы) перед обращением за пенсией либо любые 60 месяцев работы (службы) подряд в течение всей трудовой деятельности перед обращением за пенсией.
Вместе с тем, в отличие от раннее действовавших положений пенсионного законодательства, нормами статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ закреплена возможность исчисления среднего заработка застрахованного лица за 24 месяца только за конкретный период времени, а именно за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального персонифицированного учета.
Таким образом, при осуществлении оценки пенсионных прав во внимание могут быть приняты выплаты, в том числе и премии, полученные в период работы, за который подсчитывается среднемесячный заработок пенсионера (за 60 месяцев подряд или за 2000 – 2001 г.).
Учитывая изложенное, премия за 3 квартал, выплаченная после увольнения (в декабре 1992 г.), не является выплатой, полученной в период работы, за который определяется среднемесячный заработок застрахованного лица (с сентября 1987 года по август 1992 года) и, следовательно, указанная премия не может быть принята во внимание при осуществлении оценки пенсионных прав.
Статьей 14 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ) установлен порядок определения размера трудовой пенсии по старости.
В соответствии с пунктом 21 указанной статьи при назначении впервые страховой части трудовой пенсии по старости в более позднем возрасте, чем это предусмотрено пунктом 1 статьи 7 названного Федерального закона, ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости (пункт 1 данной статьи) сокращается на один год за каждый полный год, истекший со дня достижения указанного возраста, но не ранее чем с 01.01.2002 и не ранее чем со дня приобретения права на назначение страховой части трудовой пенсии по старости. При этом ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, применяемый для расчета размера страховой части указанной пенсии, не может составлять менее 14 лет (168 месяцев).
Таким образом, положение пункта 21 статьи 14 названного Федерального закона, предусматривающее сокращение ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии, не может применяться в отношении граждан, которые до переселения на территорию Российской Федерации являлись получателями пенсии по старости.
Условия назначения социальной пенсии определены статьей 11 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 и пунктом 3 указанной статьи детям в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающимся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшим одного или обоих родителей, и детям умершей одинокой матери устанавливается социальная пенсия по случаю потери кормильца.
Пунктом 2 статьи 22 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ определено, в каких случаях производится перерасчет размера пенсии по государственному пенсионному обеспечению, а в каких – перевод с одного вида пенсии на другой. Согласно указанному пункту перерасчет размера пенсии может производиться в связи с изменением группы инвалидности, причины инвалидности, количества нетрудоспособных членов семьи, находящихся на иждивении пенсионера, категории нетрудоспособного члена семьи умершего кормильца, а также в связи с изменением условий назначения социальной пенсии. В других случаях производится перевод с одного вида пенсии на другой вид пенсии по государственному пенсионному обеспечению.
При потере второго родителя ребенком, являющимся получателем социальной пенсии по случаю потери кормильца за одного родителя, меняется его категория как нетрудоспособного члена семьи умершего кормильца, что является основанием для перерасчета размера указанной пенсии. При этом условия назначения социальной пенсии не изменяются.
Это означает, что при потере второго родителя по соответствующему заявлению пенсионера производится перерасчет размера социальной пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с пунктом 2 статьи 22 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ в связи с изменением категории нетрудоспособного члена семьи умершего кормильца со срока, предусмотренного пунктом 2 статьи 23 указанного Федерального закона, т.е. с 1 го числа месяца, следующего за месяцем, в котором гражданин обратился за перерасчетом размера пенсии.
С учетом изложенного, ребенку, являющему получателем социальной пенсии по случаю потери кормильца за умершего отца с 28.11.2008 и обратившемуся за указанной пенсией в связи с потерей обоих родителей 15.05.2009 (мать умерла в апреле 2009 г.), следует произвести перерасчет размера социальной пенсии по случаю потери кормильца с 01.06.2009.
Согласно пункту 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные решения, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Это означает, что при предоставлении пенсионером решения суда, вступившего в законную силу, его исполнение территориальным органом ПФР является обязательным. В ситуации, приведенной в обращении, гражданка С. обратилась в территориальный орган ПФР для установления единовременной выплаты в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 февраля 2010 года № 247 «О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 65-летием Великой отечественной войне 1941-1945 годов», представив решение Горномарийского районного суда, вступившее в законную силу 1 марта 2011 года, в котором факт состояния заявительницы в фактических брачных отношениях доказан и в резолютивной части решения суда установлен «факт состояния гражданки С., 10 октября 1921 года рождения, в фактически брачных отношениях с Б., 23 ноября 1914 года рождения, умершим 5 ноября 1994 года, с 1941 года до момента его смерти».
Учитывая изложенное, территориальный орган ПФР обязан принять к производству данное решение суда в качестве документа, подтверждающего брачные отношения, в целях оформления пенсионного обеспечения и других социальных выплат, в частности, для установления С. единовременной выплаты в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 февраля 2010 года № 247 «О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 65-летием Великой отечественной войне 1941-1945 годов».
Вопросы пенсионного обеспечения указанных граждан регулируются Соглашением о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года.
В соответствии со статьей 7 Соглашения от 13 марта 1992 года при переселении пенсионера в пределах государств – участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.
Сроки назначения пенсий гражданам, переселившимся в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, определены письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 г. № 1-369-18, которым предусмотрено, что при переселении гражданина, получавшего пенсию в одном из государств – участников Соглашения от 13 марта 1992 года, пенсия назначается с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства, но не более чем за 6 месяцев до месяца регистрации по месту жительства на территории России в установленном порядке или признания в установленном порядке беженцем либо вынужденным переселенцем.
Из этого следует, что для реализации права на назначение пенсии указанная категория граждан должна соответствовать следующим условиям: наличие права на пенсию того же вида, наличие в паспорте или ином документе, удостоверяющем личность, сведений о регистрации по месту жительства и наличие сведений о прекращении выплаты пенсии по прежнему месту жительства.
Как следует из обращения, гражданка Российской Федерации переселилась на территорию Российской Федерации из Республики Казахстан и обратилась в территориальный орган ПФР с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости 01.04.2010. На территории Российской Федерации имеет регистрацию по месту жительства с 30.03.2010. По прежнему месту жительства в Республике Казахстан пенсия выплачена ей с учетом ограничения срока действия вида на жительство по 03.10.2009.
На основании изложенного при наличии права на трудовую пенсию по старости на территории Российской Федерации заявителю пенсия назначается в соответствии с пунктом 1 письма Минсоцзащиты России от 31 января 1994 г. № 1-369-18 с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства, но не более чем за 6 месяцев до месяца регистрации по месту жительства на территории России в установленном порядке, с учетом дня прекращения выплаты пенсии на территории Республики Казахстан, т.е. с 04.10.2009.
В отношении лиц, переселившихся в Российскую Федерацию с территории Абхазии до даты ее признания Российской Федерацией в качестве суверенного и независимого государства (Указ Президента Российской Федерации от 26 августа 2008 года № 1260 «О признании Республики Абхазия), и обратившихся за установлением пенсии до указанной даты, следует применять Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 16 мая 1997 года.
В соответствии со статьей 6 Соглашения от 16 мая 1997 года для определения права на пенсию, включая пенсию на льготных основаниях и за выслугу лет, учитывается трудовой (страховой) стаж, приобретенный в соответствии с законодательством Российской Федерации и Грузии (в том числе до вступления в силу настоящего Соглашения), а также на территории бывшего СССР по 31 декабря 1991 года. При этом трудовой стаж исчисляется по нормам пенсионного законодательства Российской Федерации.
Как усматривается из прилагаемых материалов гражданка Л. имеет право на трудовую пенсию по старости на территории Российской Федерации в соответствии с нормами Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 16 мая 1997 года, вступившего в силу 28 июня 2002 года, и Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При назначении гражданке Л. указанной пенсии с 06.11.2007 территориальный орган ПФР не засчитал период его работы с 07.07.1981 по 25.09.1992 в общий трудовой стаж для исчисления расчетного размера трудовой пенсии в связи с отсутствием сведений о переименовании организации, в которой проходила в указанный период трудовая деятельность.
Что касается требований к оформлению документов, представленных гражданами, переселившимися на постоянное место жительства на территорию Российской Федерации из государств – бывших республик Союза ССР, то по общему правилу документы о стаже и заработке, представляемые для назначения пенсии, должны быть оформлены в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с положениями пункта 3.2 Инструкции по заполнению трудовых книжек, утвержденной постановлением Минтруда России от 10 октября 2003 года № 69, если за время работы работника наименование организации изменяется, то об этом отдельной строкой в графе 3 раздела «Сведения о работе» трудовой книжки делается запись: «Организация такая-то с такого-то числа переименована в такую-то», а в графе 4 проставляется основание переименования – приказ (распоряжение) или иное решение работодателя, его дата и номер.
Документы, выданные на территории Грузии (Абхазии), должны быть оформлены надлежащим образом и выданы государственными органами и органами местного самоуправления. При этом полагаем возможным к компетентным органам Абхазии отнести работодателей либо государственные (муниципальные) органы. В случае ликвидации работодателя либо государственного (муниципального) органа или прекращения их деятельности по другим причинам указанные документы могут быть выданы правопреемником, вышестоящим органом или архивными организациями, располагающими необходимыми сведениями.
Учитывая, что территориальный орган ПФР в соответствии с Правилами обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденными постановлением Минтруда России и ПФР от 27 февраля 2002 года № 17/19пб, оценивает представленные документы, в том числе и в части их надлежащего оформления, он вправе дополнительно истребовать от заявителя необходимые документы. В случае не представления дополнительно необходимых документов, территориальный орган ПФР на основании пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ вправе принять решение об установлении трудовой пенсии и произвести расчет размера трудовой пенсии по старости на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, по состоянию на день, в котором этим органом выносится решение об установлении трудовой пенсии, и в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Принимая во внимание, что представленная трудовая книжка оформлена с нарушениями требований, предъявляемых Инструкцией по заполнению трудовых книжек, действия территориального органа ПФР об исключении из подсчета общего трудового стажа для исчисления расчетного размера трудовой пенсии по старости периода работы заявителя с 07.07.1981 по 25.09.1992, не противоречат соответствующим нормам законодательства.
В этой связи необходимо разъяснить заявителю о представлении необходимых документов, подтверждающих период работы заявителя с 07.07.1981 по 25.09.1992, и при необходимости оказать содействие в их истребовании от соответствующих компетентных органов или органов местного самоуправления Республики Абхазия, работодателей.
При поступлении необходимых документов на основании соответствующего заявления следует произвести перерасчет размера трудовой пенсии по старости гражданке Л. с учетом срока, установленного статьей 20 Федерального закона от 17.12.2001, - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии в сторону увеличения, путем вынесения соответствующего решения.
В соответствии с письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31.01.1994 № 1-369-18 и указанием Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 18.01.1996 № 1-1-У документы, оформленные на иностранных языках, принимаются при назначении пенсии при условии их перевода на русский язык, если верность перевода (подлинность подписи переводчика) засвидетельствована нотариусами, занимающимися частной практикой, нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, а также консульскими учреждениями Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 30 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденного совместным постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27.02.2002 № 16/19па, признание лица, в том числе ребенка в возрасте до 18 лет, инвалидом, а также период инвалидности, дата и причина установления инвалидности определяются на основании выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемой федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.
Таким образом, принимая во внимание вышеизложенные требования к оформлению документов, выданных компетентными органами государств – бывших республик СССР, имеющиеся в пенсионных делах граждан выписки, подтверждающие признание лиц инвалидами, отвечающие требованиям российских нормативных правовых актов о врачебно-трудовой (медико-социальной) экспертизе и содержащие необходимую юридически значимую информацию для пенсионного обеспечения (Ф.И.О.; дату рождения; дату установления инвалидности; группу инвалидности; причину инвалидности; срок, на который установлена инвалидность; номер и дата документа, на основании которого выдана выписка и т.п.), могут быть приняты к производству в целях пенсионного обеспечения граждан.
В ситуации, изложенной в обращении, в территориальный орган ПФР за пенсионным обеспечением обратился гражданин, переселившийся на жительство в Россию из государства - бывшей республики СССР (Украины). Одновременно, в подтверждение факта признания его инвалидом представлена «Выписка из акта осмотра в МСЭК», выданная компетентным органом Украины. Выписка переведена с украинского языка на русский язык, верность перевода (подлинность подписи переводчика) засвидетельствована нотариусом, документ содержит необходимую юридически значимую информацию для пенсионного обеспечения и отвечает требованиям российских нормативных правовых актов о врачебно-трудовой (медико-социальной) экспертизе. В этой связи имеющаяся в пенсионном деле выписка может быть принята к производству в целях пенсионного обеспечения заявителя.
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им трудовой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», и страховой части трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 12 данного Федерального закона при исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую часть трудовой пенсии по старости указанной категорией граждан, в него не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-I.
Указанные периоды не включаются также в общий трудовой стаж при оценке пенсионных прав военнослужащих по состоянию на 01.01.2002 (пункт 8 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ).
Периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1, подтверждаются справкой, разработанной в целях реализации названных законов.
В данной справке уполномоченными органами указываются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные в размере пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом от 12.02.1993 № 4468-1 (с указанием начала и окончания таких периодов - день, месяц, год).
При этом следует отметить, что под периодом понимается промежуток времени определенной продолжительности, в течение которого лицо может осуществлять работу и (или) иную общественно полезную деятельность, учитываемый в целях пенсионного обеспечения.
В этой связи в случае совпадения по времени нескольких периодов (например, работы и учебы, осуществляемых одновременно) может быть учтен только один из них.
С учетом изложенного, поскольку в рассматриваемом случае согласно справке от 19.09.2008 № ПГ-224227 при исчислении пенсии за выслугу лет военному пенсионеру В. учтен период «с 01.09.1962 по 17.06.1968» (5 лет девять месяцев и 17 дней), то период с 07.09.1962 по 04.06.1964 и с 13.06.1964 по 17.06.1968 не может быть засчитан в страховой (общий трудовой) стаж для установления страховой части трудовой пенсии по старости.
Базой для определения размера страховой части трудовой пенсии является расчетный пенсионный капитал застрахованного лица, который формируется из общей суммы страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо и пенсионных прав в денежном выражении, приобретенных до 01.01.2002.
При этом согласно пункту 1 статьи 29.1 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при исчислении величины расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, с учетом которой исчисляется размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), учитывается сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации застрахованное лицо начиная с 01.01.2002.
При определении размера страховой части трудовой пенсии по старости и трудовой пенсии по инвалидности (статьи 14-15 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ) во внимание принимается сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, учтенного по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается страховая часть трудовой пенсии по старости или трудовая пенсия по инвалидности .
Пунктами 3 и 5 статьи 17 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ определены порядок перерасчета размера страховой части трудовой пенсии по старости и трудовой пенсии по инвалидности в связи с осуществлением лицом работы и (или) иной деятельности в течение 12 полных месяцев со дня назначения страховой части трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности, либо со дня предыдущего перерасчета (корректировки) размера указанной части трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности, и порядок корректировки (беззаявительного перерасчета) размера страховой части трудовой пенсии по старости и трудовой пенсии по инвалидности с 1 августа каждого года.
Указанные перерасчет и корректировка осуществляется по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на основании сведений о сумме страховых взносов, которые не были учтены при определении величины суммы расчетного пенсионного капитала для исчисления размера страховой части трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности при их назначении, переводе с одного вида трудовой пенсии на трудовую пенсию по старости или трудовую пенсию по инвалидности, перерасчете и предыдущей корректировке.
При осуществлении перерасчета размера страховой части трудовой пенсии по старости (пункт 3 статьи 17 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ), а также при осуществлении корректировки (беззаявительного перерасчета) указанной части трудовой пенсии по старости (пункт 5 статьи 17 данного Федерального закона) во внимание принимается сумма расчетного пенсионного капитала, учтенного по состоянию на день, с которого производится перерасчет, и, соответственно, по состоянию на 1 июля года, с которого производится корректировка.
При этом согласно положениям пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ размер трудовой пенсии определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении трудовой пенсии.
В качестве документа, подтверждающего сведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, принимается выписка из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования (пункт 14 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденного постановлением Министерства труда Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации № 16/19па от 27.02.2002).
Следует отметить, что в соответствии с положениями статьи 1 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (в редакции Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ) отчетными периодами, за которые страхователь представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в частности, сведения о страховых взносах на обязательное пенсионное страхование, признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год.
В соответствии со статьей 8.1. данного Федерального закона Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В частности, порядок учета и использования указанных индивидуальных сведений закреплен в части VIII Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 № 987н (в редакции приказа Минздравсоцразвития России от 27.07.2010 № 550н).
В этой связи после внесения в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц сведений о страховых взносах указанные взносы и, соответственно, расчетный пенсионный капитал считаются «учтенными».
Учитывая изложенное, для исчисления размера страховой части трудовой пенсии по старости (трудовой пенсии по инвалидности) при ее назначении, перерасчете или корректировке в соответствии с пунктами 3 и 5 статьи 17 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ принимаются во внимание суммы страховых взносов, которые по состоянию на день вынесения решения о назначении, распоряжения о перерасчете или корректировке указанной части трудовой пенсии по старости (трудовой пенсии по инвалидности) учтены на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица и, соответственно, отражены в выписке из индивидуального лицевого счета, полученной для цели назначения (перерасчета или корректировки).
Согласно статье 2 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ) под страховым стажем понимается учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со статьей 29 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ).
Таким образом, периоды работы после 01.01.1991 на территории государств – бывших республик СССР, не являющихся участниками Соглашения о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 и других соглашений в области пенсионного обеспечения, могут быть учтены при исчислении страхового стажа (стажа на соответствующих видах работ), требуемого для приобретения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости, при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Вопросы установления компенсационной выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидами I группы, детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет, а также за престарелыми, нуждающимися по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшими возраста 80 лет, в настоящее время регулируются Указом Президента Российской Федерации от 26.12.2006 № 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» и постановлением Правительства Российской Федерации от 04.06.2007 № 343 «Об осуществлении ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами».
Право на ежемесячную компенсационную выплату в соответствии с указанными нормативными правовыми актами имеют неработающие трудоспособные лица, осуществляющие уход за нетрудоспособными гражданами.
Согласно положениям Трудового кодекса Российской Федерации лица, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях, относятся к категории трудоспособных лиц.
Вместе с тем, в соответствии с нормами статьи 2 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» граждане, проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, считаются занятыми и по этой причине указанных граждан не ставят на учет в органах службы занятости населения.
Зачастую указанным лицам отказывают в выдаче справок о неполучении ими пособия по безработице, необходимых для назначения компенсационной выплаты.
В этой связи в период обучения по очной форме в образовательном учреждении лицо, осуществляющее уход за нетрудоспособным гражданином, взамен справки органа службы занятости населения может представить справку образовательного учреждения, косвенно подтверждающую, что он не получает пособие по безработице.
Вместе с тем, справка образовательного учреждения действительна до даты окончания образовательного учреждения.
Поскольку после указанной даты гражданин в соответствии с положениями Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 не считается занятым и может быть поставлен на учет в органе службы занятости населения, осуществление компенсационной выплаты может быть продолжено на основании соответствующей справки органа службы занятости населения.
В соответствии с Порядком и условиями оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденным приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации от 08.12.2006 № 727/831/165н, выдача удостоверения нового образца предусмотрена членам семьи, в том числе вдовам (вдовцам) умерших участников ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, указанным в части второй статьи 15 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1«О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», т.е. членам семей лиц, принимавших участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986-1987 годах.
Пункт 4 статьи 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ«О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», регулирующий вопросы назначения пенсий по случаю потери кормильца членам семьи участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе супругам, не устанавливает зависимость права на указанную пенсию от года участия умершего кормильца в названных работах.
В этой связи при решении вопроса о назначении пенсии по случаю потери кормильца документами, подтверждающими участие умерших граждан в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в зоне отчуждения в 1988-1990 годах, могут служить:
- удостоверение российского образца умершего участника ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, выданное ему уполномоченными органами;
- первичные либо архивные документы об участии в выполнении работ в зоне отчуждения в 1988-1990 годах, в том числе при наличии удостоверения союзного образца;
- решение суда об установлении юридического факта участия умершего кормильца в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в зоне отчуждения в 1988-1990 годах.
Поскольку в рассматриваемой ситуации А. не располагает соответствующими удостоверениями, участие ее умершего супруга в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС может быть подтверждено в судебном порядке.
В соответствии с пунктом 3 письма Минсоцзащиты России от 31.01.1994 № 1-369-18 «О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств, ранее входивших в состав СССР», зарегистрированного в Минюсте России 21.02.1994 № 497, документы, выданные на иностранных языках в государствах – участниках Соглашения о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992, принимаются для назначения пенсии при условии, если верность их перевода засвидетельствована нотариусами, занимающимися частной практикой, нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, а также консульскими учреждениями Российской Федерации.
Из материалов пенсионного дела гражданки М. усматривается, что трудовая пенсия по старости ей установлена с учетом заработка по справке о заработной плате от 27.09.2002 № 17, выданной на территории Республики Узбекистан. Справка оформлена в соответствии с законодательством Российской Федерации и содержит все необходимые реквизиты. При этом перевод штампа и печати выполнен представителем Национальной авиакомпании Республики Узбекистан в г. Хабаровске, верность перевода заверена ведущим консультантом отдела переводов Дальневосточной торгово-промышленной палаты.
В соответствии с положениями статьи 81 «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» от 11.02.1993 № 4462-1 нотариус свидетельствует верность перевода с одного языка на другой, если нотариус владеет соответствующими языками. Если нотариус не владеет соответствующими языками, перевод может быть сделан переводчиком, подлинность подписи которого свидетельствует нотариус.
В рассматриваемой ситуации перевод штампа и круглой печати на представленной справке не может быть принят к производству, т.к. подлинность подписи переводчика не засвидетельствована нотариусом.
Учитывая изложенное, территориальному органу ПФР следует разъяснить гражданке М. о требованиях к переводу на русский язык документов, представленных для назначения пенсии на иностранном языке, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Общие правила назначения социальных доплат к пенсии установлены ч. 4 и 5 ст. 12.1 Закона N 178-ФЗ.
Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру территориальными органами Пенсионного фонда РФ, если общая сумма его материального обеспечения не достигает прожиточного минимума пенсионера. Прожиточный минимум определяется ежегодно законом субъекта РФ по месту жительства или по месту пребывания пенсионера (п. 4 ст. 4 Федерального закона от 24.10.1997 N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации"; далее - Закон N 134-ФЗ). Указанные доплаты назначаются в таком размере, чтобы общая сумма материального обеспечения пенсионера с учетом доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте РФ, но не превысила прожиточный минимум пенсионера в целом по Российской Федерации.
В расчете размера социальной доплаты участвуют две величины: размер прожиточного минимума и общая сумма материального обеспечения пенсионера, которая включает не только пенсию, но и ряд других выплат и доходов.
Поэтому существенная часть норм ст. 12.1 регулирует порядок расчета и документального оформления доходов, включаемых в общую сумму материального обеспечения.
При подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера учитываются суммы следующих денежных выплат:
1) пенсий, в том числе сумма полагающейся страховой части трудовой пенсии по старости в случае отказа пенсионера от ее получения в соответствии с пунктом 4 статьи 17 № 173-ФЗ;
2) дополнительного материального (социального) обеспечения;
3) ежемесячной денежной выплаты (включая стоимость набора социальных услуг);
4) иных мер социальной поддержки (помощи), установленных законодательством субъектов Российской Федерации в денежном выражении (за исключением мер социальной поддержки, предоставляемых единовременно).
Приведенный в п. п. 1 - 3 ч. 2 ст. 12.1 Закона N 178-ФЗ перечень видов денежных выплат, которые следует учитывать при подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионеров, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Условия назначения пенсии по случаю потери кормильца членам семей граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, а также круг умерших кормильцев, за которых устанавливается указанная пенсия, предусмотрены статьей 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Так, нетрудоспособным членам семей граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации последствий указанной катастрофы, граждан, ставших инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и граждан, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения, назначается пенсия по случаю потери кормильца.
В соответствии с нормами пункта 3 статьи 17 Закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ пенсия по случаю потери кормильца детям, потерявшим обоих родителей (детям умершей одинокой матери), устанавливается в размере 250 процентов от социальной пенсии, предусмотренной подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 названного Закона.
При этом для права на исчисление размера пенсии по случаю потери кормильца в указанном размере положения Закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ не содержат условия, что оба родителя должны относиться к гражданам, пострадавшим в результате чернобыльской катастрофы.
В связи с изложенным ребенку, потерявшему обоих родителей, один из которых являлся участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению может быть установлена в размере 250 процентов размера социальной пенсии, предусмотренного подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 Закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ.
Порядок пенсионного обеспечения лиц, прибывших на жительство в Россию из государств–бывших республик СССР, регулируется Соглашением о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 (далее – Соглашение от 13.03.1992).
Пунктом 3 статьи 6 указанного Соглашения предусмотрено, что исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж.
Письмом Минтруда России от 31.01.1994 № 1-369-18 разъяснено, что в случае, если в государствах – участниках Соглашения от 13.03.1992 введена собственная валюта, размер заработка (дохода) определяется путем перевода иностранной валюты в рубли по текущему курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на день обращения за назначением пенсии (независимо от того, за какие периоды представляется заработок для исчисления пенсии).
При установлении трудовой пенсии в соответствии с нормами Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Закон от 17.12.2001) осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 путем их конвертации в расчетный пенсионный капитал.В соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 30 Закон от 17.12.2001 расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованных лиц, прибывших из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, может исчисляться из среднемесячного заработка за любые 60 месяцев работы подряд. При этом в случае представления среднемесячного заработка в иностранной валюте осуществляется перевод валюты в рубли по текущему курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на 01.01.2002, независимо от того, за какие периоды представляется заработок для исчисления пенсии. Согласно опубликованной в ведомственном приложении «Экономический союз» к «Российской газете» от 09.01.2002 № 1 таблице «Официальные курсы мягких валют ЦБ РФ» курс 100 узбекских сумов составляет 43 рубля 80 копеек. Вместе с тем, согласно таблице «Установленные Центральным Банком Российской Федерации с 01.01.2002 курсы иностранных валют к рублю Российской Федерации для целей учета и таможенных платежей», опубликованной в «Российской газете» от 30.12.2001 № 255, курс 1000 узбекских сумов составляет 43 рубля 80 копеек.В связи с расхождением курса узбекского сума в вышеперечисленных официальных источниках запрошено мнение Центрального банка Российской Федерации.Согласно письму Департамента операций на финансовых рынках Центрального Банка Российской Федерации, официальный курс узбекского сума по отношению к рублю, установленный Банком России на 01.01.2002, составил 43,8041 рубля за 1000 узбекских сумов. Учитывая вышеизложенное, при установлении трудовых пенсий гражданам, прибывшим из Республики Узбекистан, необходимо применять курс узбекских сумов по отношению к российскому рублю 1000 сумов = 43,8041 руб. При этом назначенные ранее пенсии с учетом курса 100 узбекских сумов = 43 рубля 80 коп. пересмотру не подлежат.
Пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации и Республики Казахстан при переселении их с территории одного государства на территорию другого государства регулируется нормами Соглашения о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992, в соответствии с которыми пенсионное обеспечение граждан государств – участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В соответствии со статьей 7 Соглашения от 13.03.1992 при переселении пенсионера в пределах государств – участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.
Соглашение от 13.03.1992 применяется с учетом письма Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31.01.1994 № 1-369-18, которое содержит положения о назначении пенсии гражданам, переселившимся на территорию Российской Федерации из государств – участников Соглашения, с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства, но не более чем за 6 месяцев до месяца регистрации по месту жительства на территории России в установленном порядке или признания в установленном порядке беженцем либо вынужденным переселенцем.
Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлены следующие виды трудовых пенсий: трудовая пенсия по старости (по возрасту), трудовая пенсия по инвалидности, трудовая пенсия по случаю потери кормильца.
Из обращения усматривается, что гражданину Пивоварову В.С., переселившемуся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию в возрасте 69 лет, на территории Республики Казахстан была установлена пенсия «по возрасту» по достижении возраста 55 лет, которая была выплачена по 31.10.2010. В материалах пенсионного дела, поступившего из Республики Казахстан, имеется копия удостоверения, подтверждающего право на льготы пострадавшему вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном полигоне, выданное на территории Республики Казахстан. 15.02.2011 Пивоваров В.С. обратился в территориальный орган ПФР с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости, представив паспорт гражданина Российской Федерации с отметкой о регистрации по месту жительства с 10.02.2011. При этом на территории Российской Федерации Пивоварову В.С. уполномоченным органом отказано в выдаче удостоверения как пострадавшему вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, т.е. его статус пострадавшего в соответствии с российским законодательством не подтвержден.
Принимая во внимание изложенное и учитывая, что заявитель до переселения на место жительства в Российскую Федерацию достиг общеустановленного возраста 60 лет и имел требуемый страховой стаж для назначения трудовой пенсии по старости (5 лет), полагаем возможным рассмотреть его как гражданина, имеющего право на пенсию того же вида, и в этой связи произвести назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с нормами Соглашения от 13.03.1992 со сроков, установленных письмом Минсоцзащиты России от 31.01.1994 № 1-369-18, то есть с 01.11.2010.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 9 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 №173-ФЗ нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, в том числе в иностранных образовательных учреждениях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами.
Это правило относится к обучающимся как в общеобразовательных учреждениях, так и в учреждениях профессионального образования.
Программы высшего профессионального обучения реализуются в университетах, академиях, институтах. Согласно статье 6 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" основные образовательные программы высшего профессионального образования могут быть реализованы непрерывно и по ступеням.
В Российской Федерации установлены следующие ступени высшего профессионального образования:
- высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) "бакалавр";
- высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации "дипломированный специалист";
- высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) "магистр".
Лица, получившие документы государственного образца о высшем профессиональном образовании определенной ступени, имеют право в соответствии с полученным направлением подготовки (специальностью) продолжить обучение по образовательной программе высшего профессионального образования следующей ступени.
Законодатель разъясняет, что получение впервые образования по образовательным программам высшего профессионального образования различных ступеней не рассматривается как получение второго высшего профессионального образования. Следовательно, продолжение студентом образования по программе последующей ступени, также дает право на установление повышенного фиксированного базового размера трудовой пенсии.
Что касается срока, с которого следует восстановить повышенную базовую часть трудовой пенсии, то в данном случае следует применять положения подпункта 2 пункта 3 статьи 22 Закона от 17.12.2001 №173-ФЗ, т.е. с 1.01.2010.