Граждане, которым ещё не назначена страховая пенсия, могут зайти в личный кабинет гражданина на сайте ПФР, ознакомиться с состоянием индивидуального лицевого счета (ИЛС). Такие сведения можно получить и в личном кабинете на портале госуслуг.
На ИЛС фиксируются сведения о периодах трудовой деятельности, размере страховых взносов, которые работодатель начисляет и уплачивает за работника из фонда оплаты труда исходя из размера заработной платы каждого. Так формируются индивидуальные пенсионные коэффициенты (ИПК), сумма которых напрямую влияет на размер будущей пенсии. В то же время увеличивают ИПК и нестраховые периоды социально значимой деятельности, во время которых человек не работает, и страховые взносы за него не поступают. Например, во время службы в армии, ухода за детьми, инвалидами I группы и гражданами, достигшими 80 лет.
Статистика показывает, что более 70% граждан при назначении пенсии требуется представить дополнительные документы, чтобы пополнить и скорректировать сведения ИЛС. Как правило, дополнительные уточнения требуются по поводу службы в армии, стажа, заработной платы, работы в особых условиях. Такая работа требует времени, т.к. необходимо направить запросы в архивы, организации, военкоматы, службы занятости, причем часто и в другие регионы. Следует учитывать, что по прошествии времени сложнее восстановить документы, особенно в ситуации, если работодатель, прекративший деятельность, не сдал документы в архивные органы. В результате работнику невозможно документально подтвердить уже заработанные пенсионные права: те или иные периоды трудовой деятельности, размер заработной платы.
Задача ПФР и личная заинтересованность каждого гражданина – максимально дополнить ИЛС, чтобы пенсия была назначена в срок и в полном объеме. Изучить свой ИЛС граждане могут, не выходя из дома, дистанционно, в личном кабинете гражданина на сайте ПФР, портале госуслуг и мобильном приложении «ПФР. Электронные сервисы». Сервис называется «Заказать справку (выписку) о состоянии индивидуального лицевого счета».
В случае если какие-либо сведения отсутствуют или отражены неверно, их необходимо дополнить или уточнить, обратившись в клиентскую службу ПФР.