Существует ряд случаев, когда право на получение пенсии может прекратиться, либо возникнуть обстоятельства, уменьшающие размер пенсионных выплат. Например, если трудоспособный получатель пенсии по потере кормильца завершает обучение. О наступлении подобных обстоятельств в соответствии с п.5 ст.26 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях» пенсионер обязан своевременно информировать территориальный орган ПФР, чтобы избежать переплаты пенсии и последующих возможных взысканий.
Сообщить о причинах, в результате которых может измениться размер пенсии либо полностью прекратиться право на ее выплату, следует не позднее следующего рабочего дня после их наступления. Сделать это можно с помощью заявления в свободной форме, подав его в любом территориальном органе Пенсионного фонда независимо от места регистрации или проживания, а также по почте или через личный кабинет на сайте ПФР (сервис подачи обращения). При отправке заявления по почте нотариальное заверение не требуется.
В случае если пенсионеру не удалось вовремя проинформировать об обстоятельствах территориальный орган ПФР, влияющих на получение пенсии, и в результате возникла переплата средств, необходимо обратиться в клиентскую службу или управление ПФР и подать заявление о добровольном возмещении излишне полученных сумм пенсии. Если этого не сделать, вопрос взыскания средств будет решаться в судебном порядке (подробнее – раздел «Удержания из пенсии»).