Ровно 20 лет назад в качестве эксперимента в Московской области, а затем и в Калмыкии, путем объединения Пенсионного фонда с отделами социального обеспечения, ответственными за выдачу пенсий, была создана Единая пенсионная служба.
В Калмыкии вопрос о том, чтобы Пенсионному фонду передать еще и функцию начисления пенсий, был поднят на встрече с руководством республики в мае 1993 года. Речь шла о пользе создания единой пенсионной службы, в рамках которой предполагалось объединить под общим руководством все функции по управлению всеми службами пенсионного обеспечения. Тогда отделы собесов содержались за счет ресбюджета. И Пенсионный фонд, взяв на себя начисление пенсий, снимал с бюджета субъекта нагрузку по содержанию собесов, отдавая их на содержание ПФР.
Единая пенсионная служба объединяла весь процесс – начиная от сбора средств и заканчивая доставкой пенсий – в одном ведомстве. И 13 июня 1993 года благодаря заключенному Соглашению между Республикой Калмыкия и ПФР был осуществлен переход от старой «собесовской» схемы пенсионного обеспечения к Единой пенсионной системе.
В последующем такая форма управления государственным пенсионным обеспечением была поддержана и в других субъектах Российской Федерации и введена в целом по стране Указом Президента РФ от 27 сентября 2000 года.
Единая пенсионная служба явилась прекрасной базой для формирования в республике системы персонифицированного учета, в основе которой лежит регистрация застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования и сбор сведений о стаже и заработке каждого конкретного работника. Благодаря персонифицированному учету значительно удалось упростить процедуру назначения пенсии и сократить ее сроки. К тому же база данных персучета позволяет организовать предварительную подготовку документов тех граждан, которые в ближайшее время получат право на установление трудовой пенсии. А это значит, что, когда наступит время, все будет готово к назначению пенсии, и она будет установлена в кратчайшие сроки.
Объединение всего пенсионного процесса в рамках одной организации положительно сказалось и на обслуживании пенсионеров, поскольку стало возможным создание «клиентских» служб. Сегодня специалисты ОПФР и всех территориальных органов ПФР ведут ежедневный прием населения и дают ответы на любые вопросы, касающиеся пенсионного обеспечения.
В зоне ответственности Отделения - свыше 72 тысяч пенсионеров, 30,5 тысяч – получателей ежемесячных денежных выплат, более 327,5 тысяч застрахованных лиц, более 29 тысяч страхователей, 12,5 тысяч владельцев государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал.
Бюджет Отделения за 2012 год по доходам составил более 2,2 млрд. рублей, по расходам на выплату пенсий и иных социальных выплат - 7,7 млрд. рублей.
В состав Отделения ПФР по РК входят 14 территориальных управлений, в которых работает высококвалифицированный кадровый состав, что позволяет оперативно и без сбоев решать в полном объеме весь комплекс мер по реализации пенсионного законодательства на территории региона. Вся деятельность специалистов ПФР направлена на повышение уровня жизни пенсионеров, на улучшение обслуживания граждан и защиту их интересов. Ежегодно в Отделение и территориальные органы ПФР на местах по самым различным вопросам приходят десятки тысяч человек. Специалисты ежедневно ведут прием по личным вопросам, созданы комфортные условия для консультаций страхователей.