Госдума России 16 октября приняла в первом чтении проект закона, предусматривающего отмену обязательной рассылки «писем счастья». Так называют извещения граждан о состоянии их индивидуальных лицевых счетов. Эти письма содержат информацию об их пенсионных накоплениях.
Возможная отмена писем, доставку которых осуществляла Почта России, вызвал бурную реакцию, в первую очередь, работников почты.
ПФР развивает современные способы информирования граждан о состоянии их индивидуальных лицевых счетов. Уже сейчас можно получать информацию о состоянии своего счета в электронной форме в отделениях Сбербанка России (через банкоматы и терминалы самообслуживания) или через Единый портал государственных услуг www.gosuslugi.ru. Причем если через «Почту России» письма о состоянии счетов направляются раз в год, то на сайте госуслуг такая информация обновляется ежеквартально. В 2011 году более 270 тысяч россиян самостоятельно получили информацию о состоянии своего «пенсионного» счета через эти источники.
Доставка «писем счастья» обходится бюджету Пенсионного фонда в 2, 5 миллиарда рублей ежегодно. Ежегодно растет стоимость заказных писем, которые Почта России должна доставлять каждому застрахованному лицу. С 10 руб. 15 коп. в 2007 году стоимость одного письма выросла до 33 руб. 63 коп. в 2012 году.
В Ивановской области в 2012 году рассылка 639 935 заказных писем обойдется бюджету в 21, 5 млн. руб. Это сумма равна ежемесячной пенсии всех пенсионеров Лухского или Пестяковского района.
Кроме этого, бумажные извещения с каждым годом все чаще оказываются невостребованными. Если в 2007 году до получателя не дошло 6,3% «писем счастья», то в 2012 году – уже 8,3%. ПФР в 2012 году уничтожил как невостребованные 7 081 019 писем, на «доставку» которых потратил 238,1 млн. руб. Эта сумма ежемесячной выплаты пенсий Заволжска, Фурманова, Ильинского и Верхнего Ландеха, вместе взятых!
С возможной отменой «писем счастья» люди не останутся без информации. Получить ее можно в любом территориальном органе ПРФ по месту жительства. Кроме того, информацию можно будет получить через многофункциональные центры предоставления государственных (муниципальных) услуг. В МФЦ гражданин может пройти процедуру регистрации на портале и сформировать Извещение о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица (ИЛС ЗЛ). Это удобно для тех, кто не имеет дома интернет-сети. Узнать информацию о состоянии индивидуального лицевого счета можно и у работодателя.
Таким образом, после возможной отмены «писем счастья» информация о состоянии индивидуального лицевого счета по–прежнему останется доступной всем слоям населения.