Накануне состоялась пресс-конференция в режиме видеосвязи для обсуждения стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации. Заместитель министра труда и социальной защиты РФ А.Н. Пудов, а также Председатель Правления ПФР А.В. Дроздов рассказали о направлениях и задачах по обеспечению развития пенсионной системы, которая будет адекватна экономическому развитию страны и при этом, соответствовать международным стандартам.
В соответствии со Стратегией, основными задачами реформирования пенсионной системы являются гарантирование социально приемлемого уровня пенсионного обеспечения и долгосрочная финансовая устойчивость пенсионной системы.
При этом необходимо обеспечить:
- 40%-ный коэффициент замещения заработка трудовой пенсией по старости (при нормативном страховом стаже и средней заработной плате) и приемлемый уровень пенсий для среднего класса за счет участия в корпоративных и частных пенсионных системах;
- обеспечение минимальных гарантий не ниже величины прожиточного минимума пенсионера;
- адекватный уровень страховой нагрузки на работодателей с тарифом, единым для всех категорий страхователей;
- обеспечение сбалансированности формируемых пенсионных прав с источниками их финансирования;
- повышение эффективности накопительной составляющей пенсионной системы.
Стратегия предусматривает развитие трехуровневой модели пенсионной системы в России для людей с разными доходами:
Первый уровень - трудовая пенсия (государственная пенсия) в рамках государственной (публичной) системы обязательного пенсионного страхования. Формируется за счет страховых взносов и межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. За счет этого уровня должен обеспечиваться коэффициент замещения утраченного заработка до 40%.
Второй уровень - корпоративная пенсия. Формируется работодателем при возможном участии работника на основании индивидуального трудового и (или) коллективного договоров либо отраслевого тарифного соглашения. Это еще до 15% от утраченного заработка;
И третий уровень - частная пенсия. Формируется самим работником. Это может дать еще до 5% утраченного заработка.
Необходимо отметить, что стратегия не содержит предложений по повышению общеустановленного пенсионного возраста – 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин.
Для эффективной реализации основных направлений Стратегии предполагается:
- совершенствование тарифно-бюджетной политики. Данный принцип предполагает обязательность уплаты страховых взносов, а также установление единых тарифов страховых взносов в отношении всех категорий работодателей на приемлемом уровне;
- реформирование института досрочных пенсий. Стратегия предусматривает установление дополнительного тарифа страховых взносов для страхователей в отношении сотрудников, работающих на особых условиях труда. При этом для работников, занятых на производстве с особыми условиями труда, сохраняются льготы и компенсации.
В отношении педагогических, медицинских и творческих работников предполагается изменить механизм досрочного выхода на пенсию через увеличение требований к стажу, необходимому для назначения пенсии;
- реформирование института накопительной составляющей пенсионной системы.
При этом все ранее сформированные в рамках накопительной системы пенсионные права сохраняются и продолжают реализовываться в установленном порядке, а накопленные средства не изымаются;
- развитие системы корпоративного пенсионного обеспечения. Для реализации корпоративных пенсионных систем Стратегией предусматривается установление требований по стандартизации финансовых пенсионных продуктов, контролю и надзору за ними, а также налоговых льгот для финансирования пенсионных выплат. Корпоративное пенсионное обеспечение будет осуществляться на основании договора о корпоративной пенсионной программе (пенсионном продукте).
- совершенствование системы формирования пенсионных прав. Основным принципом совершенствования системы формирования пенсионных прав является предоставление гражданам дифференцированного пенсионного обеспечения с учетом личного участия в государственной пенсионной системе солидарного характера, то есть размер пенсии будет зависеть от участия граждан в распределительной составляющей пенсионной системы и стажа работы.
Стратегия будет реализована в 3 этапа. Первый этап – 2013-2015 гг., второй этап – 2016-2020 гг., третий – до 2030 года. Реализация Стратегии позволит обеспечить достойный уровень пенсии гражданам на основе принципа социальной справедливости. В результате формируется понятная и прозрачная система, позволяющая гражданам выбирать наиболее приемлемую для них пенсионную стратегию.