В соответствии с законодательством Российской Федерации за получением государственных услуг ПФР граждане могут обратиться в территориальные органы ПФР или в МФЦ лично, а также могут это сделать через электронные сервисы – сайт ПФР и портал ЕПГУ.
За 2019 год территориальными органами ПФР Ханты-Мансийского автономного округа было предоставлено около 587 тыс. государственных услуг, в том числе через МФЦ обратилось более 130 тыс. граждан (23%),через личный кабинет гражданина на сайт ПФР - 39 тыс. (7%) и через единый портал государственных услуг – 13 тыс. (2%).
В Югре наиболее востребованными государственными услугами ПФР, предоставляемыми территориальными органами являются:
- Установление пенсии – 207 тыс. (35 %);
- Выплата пенсий – 108 тыс. (18%);
- Выдача справок – 102 тыс. (17%);
- Предоставление компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях – 54 тыс. (9%);
Пенсионный фонд России уделяет большое внимание вопросам предоставления своих государственных услуг в электронном виде. В настоящее время граждане имеют возможность получить ряд государственных услуг ПФР в режиме он-лайн, а также подать в электронном виде заявления о предоставлении отдельных государственных услуг ПФР через ЕПГУ, а также через информационную систему «Личный кабинет гражданина» на сайте ПФР.
За 2019 год самыми востребованными услугами, предоставляемыми через электронные сервисы (ЛКГ и ЕПГУ), являлись установление и выплата пенсии.
По вопросам установления и выплаты пенсии через личный кабинет гражданина на сайте ПФР и ЕПГУ обратилось 33 тыс. граждан (52% от общего количества обращений по данным направлениям).
Наиболее востребованными государственными услугами ПФР, предоставляемыми в МФЦ за 2019 год являются: |
· предоставление компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях – обратилось 45 тыс. граждан (35% от общего количества обращений через МФЦ); |
· выплата пенсий – 30 тыс. (23%); |
· установление пенсий – 16 тыс. (12%); |
· рассмотрение заявления о распоряжении средствами МСК – 12 тыс. (9%). |
В связи с изменением законодательства РФ Пенсионный фонд регулярно расширяет перечень предоставляемых государственных услуг.
По состоянию 4 квартала 2019 года Пенсионный фонд России предоставлял 27 услуг, из которых 13 - предоставляются в МФЦ.
В 2019 году перечень пополнился новой услугой "Информирование граждан об отнесении к категории граждан предпенсионного возраста".
Изменение пенсионного возраста и появление категории "предпенсионеров" повлекло за собой необходимость оперативного предоставления подобных справок заявителям.
Для этого была проведена определенная работа и сейчас сведения об отнесении к "предпенсионерам" (которые заявитель может предоставить работодателю, в ФНС, в органы занятости) можно получить в любом территориальном органе ПФР, в МФЦ, через своего работодателя и, кроме того, в личном кабинете на сайте ПФР.
Планомерно ведётся работа по переводу всё большего количества услуг ПФР в электронный вид для частичного или полного отказа от предоставления и пересылки бумажных документов, сокращения сроков взаимодействия между МФЦ и ПФР, как следствие, сокращения времени оказания услуги.
Так в 2019 году в полном объёме в МФЦ начал функционировать сервис "СНИЛС-Онлайн", который позволяет произвести регистрацию в системе персонифицированного учёта, произвести обмен или получить дубликат в течение нескольких минут.
Сервис взаимодействует с информационными системами ПФР посредством Системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).
Заявитель теперь не должен ожидать СНИЛС несколько дней, а может сразу же получать другие услуги, зарегистрироваться на Портале государственных услуг и т.д.
Перечень электронных сервисов на сайте ПФР и Портале госуслуг также постоянно расширяется и дорабатывается, предоставляя возможность гражданам подавать заявления, записываться на прием, направлять обращения, не выходя из дома.
Для того чтобы в полной мере пользоваться Личным кабинетом ПФР необходимо сделать Подтвержденную учётную запись Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА), для этого необходимо зарегистрироваться на Портале госуслуг, внести данные документов, а также подтвердить свою запись в любом Центре обслуживания.