Сегодня, 14 июля, событие, которое определило развитие и сыграло особую роль в создании пенсионного права России. Верховным Советом Советского Союза был принят Закон СССР «О государственных пенсиях», вступивший в силу с 1 октября 1956 года.
До 1956 года нормативная правовая база, регулирующая пенсионные правоотношения в стране, носила сугубо разрозненный характер, существовало множество ведомственных пенсионных систем, предусматривающих различные условия и размеры пенсионного обеспечения для своих субъектов. Более чем наглядно о данном факте свидетельствует то обстоятельство, что в связи с введением в действие Закона 1956 года были признаны полностью или частично утратившими силу около тысячи ранее изданных актов по пенсионным вопросам.
Такая разрозненность пенсионной системы объясняется историческими событиями, происходившими в стране – это и революция, гражданская война, НЭП, коллективизация, индустриализация, а затем и Великая Отечественная война, не позволившие прежде всего по экономическим факторам выполнить продекларированный государством принцип всеобщего охвата трудящихся социальным обеспечением и страхованием. Такая социальная поддержка оказывалась наиболее значимым с точки зрения становления и существования Советского государства категориям граждан: во время гражданской войны – красноармейцам, ставшим в связи с боевыми действиями нетрудоспособными, в целях индустриализации – рабочим и служащим определенных профессий, для борьбы с неграмотностью и развитием науки – учителям и ученым, в период Великой Отечественной войны - военнослужащим и членам их семей.
Кроме того, значительное развитие получил институт так называемых персональных пенсий, когда обеспечение предоставлялось в связи с особыми заслугами перед государством, своеобразная форма поощрения за верную службу. В этой связи к 1956 году назрела необходимость и, главное, появилась возможность осуществить дальнейшее улучшение дела пенсионного обеспечения. Принятие и вступление в силу Закона 1956 года означало:
- упорядочение норм пенсионного законодательства, внутреннее согласование между собой разрозненных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы пенсионного обеспечения;
- систематизацию и унификацию условий и норм пенсионного обеспечения рабочих и служащих, их приведение к единому знаменателю с учетом необходимости соблюдения принципа разумной дифференциации, в первую очередь исходя из условий труда;
- введение единых правил исчисления размера пенсий (исходя из требуемого стажа для назначения пенсии и среднемесячного заработка гражданина) и повышение уровня пенсионного обеспечения населения;
- расширение круга лиц, имеющих право на государственную пенсию. Так, право на пенсию было предоставлено даже учащимся высших и средних специальных заведений, училищ, школ и курсов по подготовке кадров. Для ряда категорий граждан были снижены требования по возрасту и стажу, при соблюдении которых возникало право на пенсию по старости. К примеру, пенсионный возраст для женщин, работавших во вредных условиях труда и в горячих цехах, был снижен до 45 лет, а необходимый стаж – до 15 лет, не менее половины которых должны были приходиться на эти работы;
- отмену срока давности для обращения за пенсией. Эта норма потом воспроизводилась во всех пенсионных законах, согласно которой лица могут обращаться за назначением пенсии в любое время после возникновения права на пенсию, без ограничения каким-либо сроком;
- перерасчет размеров ранее назначенных пенсий в соответствии с принятыми решениями, в связи с чем пенсии повысились почти у 15 миллионов пенсионеров.
Следовательно, принцип всеобщности пенсионного обеспечения, который в настоящее время является основным началом и требованием современного пенсионного права, а также другие положения пенсионного законодательства нашей страны, берут свое начало именно с принятого в 1956 году Закона СССР «О государственных пенсиях», а дата 14 июля с полным основанием может считаться Днем отечественного пенсионного законодательства.