Как с пользой для себя применить информацию письма-извещения ПФР? 24 октября во время работы телефонной «горячей линии» 530 жителей края получили ответы и консультации специалистов ПФР.
На самые популярные у граждан вопросы отвечает начальник управления организации персонифицированного учета Отделения ПФР по Хабаровскому краю Наталья Федоровна Повстенко.
-Зачем Пенсионный фонд рассылает письма-извещения?
- Н.Ф. Повстенко. Письма-извещения с 2003 года ежегодно направляются Пенсионным фондом Российской Федерации гражданам, зарегистрированным в системе обязательного пенсионного страхования, чтобы проинформировать их о состоянии индивидуального лицевого счета. В Хабаровский край в этом году поступило 729 333 письма-извещения. Первыми получают письма-извещения граждане, которые имеют накопительную часть пенсии на своем индивидуальном лицевом счете. Напомню, что накопительная часть трудовой пенсии формируется у граждан 1967 года рождения и моложе за счет уплаты работодателем страховых взносов в ПФР, а также у участников Программы государственного софинансирования пенсии. Накопительная часть трудовой пенсии также имеется у мужчин 1953-1966 года рождения и женщин 1957-1966 года рождения, за которых в период с 2002 по 2004 год уплачивались страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии.
-Чем информация о состоянии индивидуального лицевого счета в Пенсионном фонде может заинтересовать тех, кому до пенсии ещё далеко? Как каждый человек с пользой для себя уже сейчас может использовать эту информацию?
-Н.Ф. Повстенко. Пенсионный фонд рекомендует внимательно читать и хранить письма из Пенсионного фонда. Главная цель писем – предоставление гражданину информации об уплате работодателями страховых взносов, из которых формируется будущая пенсия.
Каждый работающий человек может проконтролировать своего работодателя, представил ли он сведения о страховых взносах в Пенсионный фонд. Если сведения представлены не были, то этот период не будет зачтен при назначении пенсии. Затем необходимо проверить в полном ли объеме были уплачены страховые взносы работодателем на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии. Если взносы были уплачены частично или как это, к сожалению, иногда бывает, вообще не уплачивались, это также отразится на размере будущей пенсии. Выявленные нарушения – это повод для работника обратиться к своему работодателю для выяснения причин. Если же результат не будет достигнут, необходимо решать дело в суде, и письмо-извещение будет являться официальным документом, свидетельствующим о нарушении работодателем социальных обязательств, определенных ему законодательством РФ.
Письмо также расскажет о том, с какой эффективностью выбранная вами управляющая компания инвестировала ваши пенсионные накопления. Если результат не устраивает, у вас есть право принять решение об изменении своего выбора.
Напомню, что вы можете доверить управление своими пенсионными накоплениями управляющей компании или негосударственному пенсионному фонду. Если вы не выбрали управляющую компанию или негосударственный пенсионный фонд, ваши пенсионные накопления находятся в расширенном инвестиционном портфеле государственной управляющей компании «Внешэкономбанк».
- Увидит ли участник Программы государственного софинансирования пенсий в письме сведения о своих перечислениях и финансовой поддержке государства?
-Н.Ф. Повстенко. Обязательно. Дополнительные страховые взносы – это одна из составляющих специальной части индивидуального лицевого счета. Поэтому в письме-извещении участников Программы государственного софинансирования пенсии отражены сведения о сумме дополнительных взносов, которые гражданин перечислил самостоятельно на накопительную часть трудовой пенсии в рамках Программы, сумме софинансирования государства по итогам прошлого года. Если работодатель выступал третей стороной в Программе и платил дополнительные страховые взносы за своего работника, эти суммы тоже найдут отражение в письме.
Владелицы материнского капитала, направившие его на увеличение накопительной части своей пенсии, также получат информацию, подтверждающую поступление этих средств в фонд их будущей пенсии.
- С переездом на другую квартиру мои письма из Пенсионного фонда приходят по старому адресу. Что мне сделать, чтобы получать их там, где я сейчас прописана и проживаю?
-Н.Ф. Повстенко. Пенсионный фонд направляет письма по тому адресу, который указан в индивидуальных сведениях, представленных работодателями в органы ПФР. Видимо ваш работодатель указал в представленных на вас сведениях прежний адрес информирования.
Для получения писем по адресу, по которому вы хотели бы их получать, необходимо обратиться к своим работодателям, у которых вы работаете, чтобы они представляли индивидуальные сведения в ПФР с этим адресом информирования (все реквизиты адреса, включая индекс, должны быть указаны правильно). И в дальнейшем контролировать факт представления в ПФР индивидуальных сведений на Вас с указанным вами адресом информирования.
Если письма не приходят к неработающему гражданину, он может обратиться в клиентскую службу территориального органа Пенсионного фонда по месту жительства и уточнить там свой адрес информирования. Если вы сейчас уточните адрес, то письмо по правильному адресу вы получите уже в следующем году.
- Какие изменения произошли в форме подачи информации, и с чем это связано?
-Н.Ф. Повстенко. Пенсионный фонд изготавливает письма-извещения один раз в год. Раньше также раз в год работодатели представляли индивидуальные сведения. С 2010 года периодичность представления индивидуальных сведений изменилась. В 2010 году сведения представлялись работодателями 2 раза в год. С 2011 года индивидуальные сведения представляются ежеквартально. В связи с этим и произошли некоторые изменения в письме. В первую очередь в новом письме отражается общая сумма страховых взносов, уплаченных работодателем на накопительную часть за второе полугодие, т.е. за последний период. А также общая сумма средств пенсионных накоплений с даты начала формирования накопительной составляющей, переданная в доверительное управление управляющей компании. Это основные изменения. Кроме этого, в письме нет перечня работодателей, у которых вы работали. Если кто-то захочет эту информацию получить, можно обратиться в орган ПФР.
-Почему в мое отсутствие почтальон не кладет письмо в почтовый ящик, а оставляет уведомление? Мне неудобно идти за ним в почтовое отделение связи после работы. К тому же на почте зачастую приходится стоять в очереди и тратить свое время впустую.
-Н.Ф. Повстенко. Конфиденциальная информация, которая содержится в письме-извещении, не должна попасть в чужие руки. Поэтому оно доставляется сотрудниками «Почты России» по тем же правилам, что и другая заказная корреспонденция. В интересах адресата оперативно получить своё письмо. В почтовом отделении письмо хранится 45 рабочих дней (2 месяца). Но для граждан, которые ценят свое время, есть альтернативные источники для получения информации о состоянии индивидуального лицевого счета.
Это можно сделать по интернету с использованием Единого портала Государственных услуг (gosuslugi.ru). Информацию на данном портале можно получить после обязательной регистрации, которая осуществляется с указанием номера страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования (на портале размещена инструкция по осуществлению регистрации).
Также можно получить информацию о состоянии своего ИЛС в электронной форме через кредитные учреждени, например, в Сбербанке России.
- Как зарегистрироваться на Едином портале государственных услуг, и какие услуги Пенсионного фонда можно получить через интернет?
-Н.Ф. Повстенко. Для того, чтобы зарегистрироваться на Едином портале государственных услуг и получить доступ в личный кабинет, необходимо заполнить анкету. В ней потребуется указать Вашу фамилию, имя и отчество, а также номера СНИЛС (страховой номер индивидуального лицевого счета) и ИНН (индивидуальный номер налогоплательщика, выдаваемый Федеральной налоговой службой).
На Едином портале государственных услуг можно в любое время узнать о состоянии индивидуального лицевого счета в ПФР. Также можно вступить в Программу государственного софинансирования пенсий или получить информацию о государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
Причем к тем, кто зарегистрируется на Едином портале государственных услуг, письма-извещения ПФР по почте уже приходить не будут, и исчезнет необходимость ходить за письмом в почтовое отделение связи.
Зарегистрироваться на Едином портале госуслуг и получить доступ к «Личному кабинету» можно и через многофункциональные информационные терминалы-инфоматы ОАО «Ростелеком». Инфоматы расположены в г. Хабаровске и в г. Комсомольске-на-Амуре.
С помощью инфомата любой житель этих городов, не имеющий собственного компьютера с выходом в Интернет, может получить информацию об оказании государственных услуг на едином портале госуслуг, а зарегистрировавшись, получить все доступные в электронном виде услуги через свой «личный кабинет». Количество доступных услуг постоянно растет.
Куда можно обратиться для получения консультации о письме-извещении ПФР?
-Н.Ф. Повстенко. В любом органе ПФР гражданам дадут подробную информацию. Также можно позвонить по справочному телефону клиентской службы ПФР. Для жителей г. Хабаровска - 469-000, для жителей края по телефону контакт-центра Отделения ПФР по Хабаровскому краю: 46-01-46 или через интернет задать вопрос в он-лайн приемной на официальном сайте ПФР www.pfrf.ru.