25 ноября состоялось расширенное заседание
Правительства Хабаровского края. Министр социальной защиты населения
Хабаровского края Н.И. Цилюрик выступил с докладом "О реализации
государственной политики в области социальной защиты населения в
Хабаровском крае". В качестве содокладчика выступила управляющий ОПФР по Хабаровскому краю И.Г. Звержеева
и представила вниманию участников заседания подробную информацию «О
реализации государственной политики по пенсионному обеспечению и
страхованию в
Хабаровском крае», поскольку пенсионное страхование и пенсионное
обеспечение, реализуемые органами ПФР края, являются важным механизмом
социальной защиты населения.
«О
реализации государственной политики по пенсионному обеспечению и страхованию в
Хабаровском крае»
Более одной четверти населения края или 27% являются получателями пенсий по линии Пенсионного фонда – это 380 тысяч человек. Из них большая часть – 93% или 352 тысячи получают трудовые пенсии, в том числе 326 тысяч – 93% трудовые пенсии по старости. Причем, среди получателей трудовой пенсии по старости лишь 65% старше 60 лет, и более 1/3 или 35% в возрасте до 60 лет.
Значительная часть пенсионеров, или 41% продолжают трудовую деятельность, занимая значительную нишу на рынке труда. Среди среднесписочной численности работников в крае соотношение численности работающих пенсионеров составляет 29%, т.е. почти одна треть работающих являются пенсионерами, а в северных территориях края более 46%.
Таким
образом, для большой части населения края основным критерием необходимости дополнительных
финансовых мер социальной защиты является уровень пенсионного обеспечения.
Следует сказать, что за последние два года средний уровень
пенсионного обеспечения существенно увеличился. Увеличение произошло в
результате индексаций, роста зарплаты, перерасчета работающим пенсионерам, а
также в результате произведенной с 1 января 2010 года валоризацией (переоценки пенсионных прав, заработанных в дореформенный до
2002 года, в том числе в советский период).
Уровень пенсионного обеспечения участников Великой Отечественной войны, получателей 2-х пенсий, в среднем сейчас составляет 22 тыс.руб., а с учетом ежемесячной денежной выплаты как федеральным льготникам и дополнительное ежемесячное материальное обеспечение – 26,5 тыс.руб.
В итоге на сегодня средний размер пенсий превысил более чем в 1,3 раза прожиточный минимум, установленный в регионе, т.е. превысил целевой ориентир, обозначенный руководством страны для пенсионеров, ранее заработавших свои пенсионные права.
Кроме того, вырос такой показатель, как коэффициент замещения утраченного заработка. Если сравнить средний размер трудовой пенсии по старости в соотношении со средней заработной платой в регионе то он составляет на 1 октября 2010 г. - 43%, при 39-% коэффициенте замещения по ДФО и по России.
Вместе с тем, для малообеспеченных категорий неработающих пенсионеров, чей совокупный доход ниже прожиточного минимума с 1 января 2010 г. законом предусмотрена социальная доплата. В Хабаровском крае - региональная, из средств краевого бюджета, которая устанавливается органами социальной защиты населения.
Организованная работа по социальным доплатам возможна только в тесном сотрудничестве органов ПФР и социальной защиты. Достигнутый уровень взаимодействия и налаженный электронный документооборот по каналам связи позволяет оперативно реализовывать задачу.
Помимо пенсионного обеспечения ряду категорий граждан с 1 января 2005 года взамен ранее существовавших льгот обеспечиваются дополнительные меры социальной поддержки из средств федерального бюджета – это ветеранам, инвалидам, лицам, пострадавшим от радиационных (техногенных) катастроф – это так называемые федеральные льготники. Их у нас в крае 103 тысячи, в том числе 94 тыс. из них являются одновременно пенсионерами.
В целях предоставления этим гражданам мер соц.поддержки в виде набора социальных услуг (лекарств, путевок на санаторно-курортное лечение и транспортные услуги на пригородном и междугороднем транспорте) Отделением ведется региональный сегмент федерального регистра этих граждан, который каждую декаду передается Фонду социального страхования, Министерству здравоохранения края и далее - в лечебные и аптечные учреждения. Обмен информацией происходит оперативно, по телекоммуникационным каналам связи, с соблюдением норм защиты информации.
В северных территориях нашего края существенной мерой поддержки является возможность для неработающих пенсионеров реализовать право на компенсацию стоимости проезда к месту отдыха и обратно 1 раз в 2 года. И на эти цели ежегодно бюджетом предусматриваются необходимые ассигнования. Заметен рост реализовавших это право пенсионеров, в т.ч. тех, кто осуществляет безденежный проезд по талонам перевозчиков, заключивших соответствующие договора с ПФР.
2010 год – год 65-летия Победы в ВОВ. Отмечая заслуги ветеранов, Президентом РФ был подписан Указ от 24.02.2010 № 247 «О единовременной выплате некоторым категориям граждан РФ в связи с 65-летием Победы в ВОВ 1941-1945 годов». Слаженно организованная с нашими коллегами из органов соцзащиты работа позволила в короткие сроки провести работу по выявлению и наиболее полному охвату лиц, имеющих право на эту выплату. Указанную единовременную выплату в размере 5 или 1 тысячи рублей получили более 21 тыс. человек, объем расходов составил 57 млн руб.
В 2010 году традиционно продолжена работа по софинансированию региональной социальной программы, последние годы осуществляемой в виде предоставления субсидий краевому бюджету на укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания и оказание адресной помощи получателям трудовых пенсий.
В 2010 г. капитальные вложения предусмотрены на реконструкцию Краевого государственного учреждения "Советско-Гаванский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями" в сумме 20 млн. руб. и 1 млн. 135 тыс. руб.на оказание адресной помощи 508 получателям трудовых пенсий.
Это направление, конечно же, реализуется в тесном взаимодействии с Правительством края, непосредственно с Министерством социальной защиты населения края, начиная с этапа подготовки необходимых обоснований к заявке, собственно освоения и контроля целевого использования средств.
Еще одна мера государственной социальной поддержки, реализуемая ПФР с 2007 года, это программа материнского (семейного) капитала (МСК). Всего в крае выдана 21 тысяча сертификатов на МСК.
Напомню,
что использование средств материнского капитала предполагалось с 2010 года, но
было начато с 2009 года независимо от
возраста ребенка. Это стало возможно в рамках реализации антикризисных мер
Правительства РФ на цели :
-
погашение кредитов, взятых на приобретение жилья;
-
единовременную выплату в размере 12 тыс. руб. на неотложные нужды семьи.
С 2010 года использование средств МСК осуществляется в полном объеме закона по достижении 3-летнего возраста ребенка. В результате владельцы сертификатов распорядились средствами МСК в объеме 950 млн руб. по направлениям, представленным на слайде.
Основой стабильности исполнения обязательств по пенсионным и социальным выплатам является их финансовая обеспеченность. Поэтому я не могу не сказать об исполнении бюджетных показателей и результатах администрирования.
Расходы на 2010 год по пенсионным и социальным выплатам предусмотрены в сумме 42,6 млрд руб., что более чем в 1,4 раза превышает расходы 2009 года.
Поступление страховых взносов на ОПС предусмотрено в 2010 году в объеме 26,1 млрд.руб, что выше уровня 2009 года в 1,6 раза, в том числе на финансирование страховой части пенсий – 21,7 млрд.руб.
Постоянный контроль за соблюдением текущих платежей на обязательное пенсионное страхование (ОПС) и обязательное медицинское страхование (ОМС) является одной из приоритетных задач нашей деятельности.
При этом задолженность на ОПС, которая на 1 ноября 2010 года составляет 1380 млн рублей, влияет не только на финансовое обеспечение нынешних выплат, но и на будущие пенсионные права сегодняшних конкретных работников, лишаемых части пенсионных накоплений. Поэтому то, что мы к этой проблеме стараемся подключить все возможные силы и рычаги влияния, считаем оправданным и имеющим результаты. В результате всех принимаемых мер, по сравнению с 1 января 2010 года задолженность снизилась на 18,5% .
Несмотря на значительные и увеличившиеся расходы на пенсионное обеспечение, и существенный рост пенсий, реальный уровень пенсии, с учетом индивидуального коэффициента замещения утраченного заработка, сегодня не устраивает, особенно, будем говорить, молодых пенсионеров.
Учитывая, что пенсионному страхованию подлежит не весь заработок а лишь 415 тыс. руб. в год, хотелось бы привести информацию об объеме заработной платы, не подлежащей ОПС, по итогам отчетности плательщиков за 9 месяцев 2010 года.
2363 плательщика уже превысили порог в 415 тыс. руб. в год от фонда оплаты труда в общем размере 10,6 млрд.руб..
Таким образом, гражданам при формировании своих пенсий недостаточно ориентироваться только на пенсионные обязательства государства в объеме страховых взносов, которые ограничиваются предельным страхуемым заработком. Именно этот акцент нашел отражение в Послании Президента Федеральному Собранию в конце 2008 года:
Было
сказано: «Пенсионная система не может ориентироваться на абстрактные,
средние показатели, каждый человек должен иметь абсолютное понимание, как он
может достигнуть определенного уровня жизни–
• сколько ему гарантировано государством,
• сколько он получит от обязательных взносов,
перечисляемых работодателем,
• а сколько нужно откладывать самому»
Так,
в целях формирования мотивации граждан к применению разнообразных инструментов
в целях увеличения своей будущей пенсии, в стране и в крае реализуется
программа государственного софинансирования пенсий или как ее проще назвали
«тысяча на тысячу». Хотелось бы привести
итоги первых неполных 2 лет реализации
программы государственного софинансирования пенсий на территории края.
В программу вступило около 30 тыс. жителей края. В 2009 году от жителей края поступило 28 млн. руб., которые были включены в их пенсионные лицевые счета.
В
2010 году в лицевые счета жителей края, уплативших в 2009 году от 2 тыс. до 12
тыс. руб., было дополнительно включено 27 млн. руб. из средств федерального
бюджета.
За
прошедшее время 2010 года жителями края уже уплачено в счет своей будущей
пенсии 30 млн. руб. Таким образом,
данная государственная программа предоставляет механизм повышения уровня пенсионного обеспечения
граждан и достижения не только 40%, но и большего замещения утраченного
заработка – до 70%,
Учитывая значительный перечень вопросов, по которым пенсионный фонд работает с гражданами и с организациями, мы особое внимание стараемся уделять совершенствованию форм и механизмов предоставления услуг, системы работы с гражданами.
Система работы с населением выстроена следующим образом :
- Стационарные клиентские службы в административном помещении территориального органа ПФР (ежедневный прием, контроль очереди, в т.ч. при помощи электронной системы, удаленное видеонаблюдение для контроля потока посетителей, работа телефонного «контакт-центра» Отделения, телефонные «горячие линии», «звонки вежливости», дни открытых дверей.
Постоянно практикуются выездные приемы (в консультационных пунктах – их 181 в крае, прием в домах ветеранов, региональной общественной приемной Председателя Председателя Всероссийской политической партии «Единая Россия» В.В.Путина, встречи с трудовыми коллективами предприятий, организаций, индивидуальный прием на дому).
В Хабаровском районе появилась новая возможность - при выездном приеме использовать мобильный передвижной пункт управления, оснащенный системой спутниковой связи и необходимым офисным оборудованием, - это позволяет принимать население в удаленных селах практически по всем вопросам деятельности ПФР, решая их на месте.
В рамках целевой государственной программы «Электронная Россия», Пенсионным фондам предусматривается работа с населением через сайт «Госуслуги», через который планируется оказание 9 услуг, в том числе по 3 из них уже эта возможность реализована.
В завершение хотелось бы сказать, что Отделение ПФР, выполняя значительный перечень задач в сфере государственной социальной политики, взаимодействует со значительным числом смежных социальных, финансовых, экономических служб и органами законодательной, исполнительной и муниципальной власти, общественными организациями. Опыт работы, особенно в условиях изменений в социальной сфере, происходящих в последние годы, доказывает необходимость этого партнерства и консолидации.
Преобразования, происходящие в последние годы в социальной сфере, позволили появиться совершенно новым механизмам по предоставлению гражданам мер государственной социальной поддержки (МСК, региональная социальная доплата, ЕДВ с НСУ). Их реализация, внедрение требовали от всех участников этого процесса дополнительной мобилизации, преодоления и сопротивления трудностям, но в целом реализация сложилась без сбоев и в большинстве своем имеет положительный результат.
Отделение и впредь намерено продолжать работу, направленную на совершенствование предоставляемых услуг населению, в первую очередь пенсионерам, повышать эффективность работы со страхователями в целях укреплении социальной стабильности в крае.
Благодарю за внимание!
Презентация управляющего Отделением ПФР по Хабаровскому краю Ирины Звержеевой