Выступление министра здравоохранения и социального развития Т. Голиковой на расширенном Правлении ПФР 16 марта 2010г.
Прошедший год стал годом реализации Правительством Российской Федерации антикризисных мер. В них значительное внимание уделено выполнению социальных обязательств перед гражданами, прежде всего – перед старшим поколением.
Только в прошлом году трудовая пенсия по старости, как и планировалось, в среднем возросла на 1720 руб. (на 35%) и составила в конце года 6630 руб. Социальная пенсия увеличилась на 1238 руб. (на 41%), достигнув в декабре 2009 года 4245 руб., то есть величины прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации.
Ожидается, что в 2010 году, причем практически в первой его половине, трудовая пенсия по старости возрастет в среднем не менее чем на 2 тыс. руб. (валоризация с 01.01, а также индексация на 6,3% с 01.04). Социальная пенсия будет повышена с учетом роста прожиточного минимума пенсионера на 12,6% (с 01.04 – 8,8% по росту цен за 2009 год, с 01.07 – 3,5% дополнительно, с учетом роста ПМП сверх роста цен) с тем, что бы поддерживать достигнутое в конце 2009 года соотношение среднего размера социальной пенсии с прожиточным минимумом.
В 2009 году была выполнена огромная работа по нормативному закреплению и реализации решений по развитию пенсионной системы, сформулированных в Концепции долгосрочного социального развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 №1662-р).
В необходимые сроки были приняты решения по установлению величин прожиточного минимума пенсионера во всех субъектах Российской Федерации. Около 2,44 млн. пенсионерам в 66 субъектах Российской Федерации установлена федеральная социальная доплата, а 2,75 млн. – региональная социальная доплата в 18 регионах. Почти 5,2 млн. пенсионеров нашей страны, наконец-то, впервые с начала 90-х годов выведены из-за черты бедности.
Не менее важной и напряженной в 2009 году стала подготовительная работа по валоризации пенсионных прав с 1 января 2010 года, с честью выполненная коллективом Пенсионного фонда. Следует особо оценить инициативу Пенсионного фонда по мониторингу и дополнению пенсионных дел ранее не учтенными периодами работы пенсионеров, поисками этих сведений в архивных учреждениях и у работодателей. В результате этого каждое третье пенсионное дело (11,6 млн. из 35 млн.) было дополнено новыми сведениями, а наше старшее поколение обрело возможность более полного учета своих заработанных прав, без самостоятельного и крайне обременительного поиска справок по прежним местам работы.
В кризисный год ПФР позаботился не только о старшем поколении, но и о молодых семьях. Помимо выдачи в 2009 году 940 тыс. сертификатов на материнский (семейный) капитал (что превосходит выдачу сертификатов за 2007 и 2008 год вместе взятые), произведена единовременная помощь в размере 12 тыс. руб. в счет этого капитала 1,4 млн. семьям на сумму 16 млрд. руб. Кроме того, перечислены средства по более чем 100 тыс. заявлений на погашение долга или процентов по ипотечному кредиту на сумму 26,3 млрд. руб. Нельзя не отметить и другое, новое для Пенсионного фонда направление деятельности – по привлечению средств граждан в государственную программу софинансирования пенсионных накоплений. За 2009 год принято 1,3 млн. заявлений о вступлении в программу (дополнительно к 0,94 млн. заявлений 2008 года, всего 2,215 млн. чел.). Около четверти участников приступили к уплате добровольных страховых взносов, что в условиях кризиса можно было бы оценить как удовлетворительный результат. Вместе с тем в 2010 году в информационно-разъяснительной работе целесообразно сосредоточиться на вопросах повышения эффективности участия каждого, подавшего заявление, в программе, в том числе и по сумме взносов, средний размер которых (4,7 тыс. руб.) пока не достигает и половины максимальной суммы государственного софинансирования пенсионных накоплений (12 тыс. руб.).
Главной задачей Пенсионного фонда в этом году и в обозримой перспективе считаю реализацию принятого решения по восстановлению страховых взносов в качестве источника финансирования обязательного социального страхования и передачу органам фонда функций по контролю за уплатой страховых взносов и их администрированию. Причем взносов не только на обязательное пенсионное страхование, но и взносов на обязательное медицинское страхование наших граждан. Предстоит практическими действиями фонда по надлежащей организации этой работы и обеспечению ее эффективности подтвердить правильность принятых руководством страны решений.
Вопрос о сборе страховых взносов находится на контроле у Президента Российской Федерации, и первые выводы и предложения предстоит сделать уже по итогам работы в первом квартале.
Применительно к взносам на обязательное пенсионное страхование в 2010-2011 годах необходимо будет решить и другую, ранее не решаемую задачу – задачу синхронизации уплаты взносов и персонифицированного учета прав застрахованных лиц, который поэтапно в довольно сжатые сроки должен быть переведен с годичного на ежеквартальный цикл. С учетом особенностей тарифа страховых взносов (наличия в его составе части, учитываемой на индивидуальном лицевом счете, и солидарной части) предстоит усовершенствовать учет и исполнение обязательств ПФР по поступившим суммам, включая распоряжение ими по выбору участников накопительного компонента, и работу с задолженностью, если она возникнет. Варианта умалять права граждан при неполной или несвоевременной уплате взносов страхователем у нас не имеется. Зато у ПФР имеется достаточно внушительный арсенал полномочий по принуждению страхователя к соблюдению законодательства, которыми необходимо пользоваться.
Задача обеспечения полноты и своевременности уплаты страховых взносов, являющихся источником выплаты трудовых пенсий, в сложившихся экономических условиях является очень чувствительной. Возможность покрытия недостатка взносов (в том числе из-за «недобора» взносов) за счет средств федерального бюджета сверх сумм, предусмотренных в бюджете, крайне ограничена.
С этого года Пенсионный фонд претерпел качественное изменение. Он стал полноценным страховщиком по обязательному пенсионному страхованию. При этом сохранены все ранее доверенные фонду государственные функции. Вряд ли обязанности по их выполнению получится передать кому-то в обозримой перспективе.
Поэтому хотелось бы пожелать успехов всем работникам Пенсионного фонда в огромной и ответственной работе, и выразить надежду, что мы вместе справимся с возложенными на нас задачами по улучшению благосостояния наших граждан – пенсионеров нынешних и будущих.