Для специалистов, ведущих устный прием граждан в клиентских службах территориальных органов
ПФР края, нет понятия «трудный» посетитель. В этом им помогли практические занятия c
психологом по формированию психоэмоциональной устойчивости работников клиентских
служб при приеме граждан. Занятия проводились в режиме селекторной связи,
поэтому участвовать в них смогли сотрудники клиентских служб из всех районов
Хабаровского края. «Наша задача состоит в том, чтобы каждый обратившийся
в ПФР за помощью, получил необходимую информацию и почувствовал теплоту человеческих
отношений. Ведь альтруизм, терпение,
умение слушать собеседника и создавать вокруг себя позитивный настрой и хорошее
настроение – это те профессиональные качества, которые необходимы в
повседневной работе всем специалистам
ПФР, тем более тем, кто ежедневно ведет прием граждан, отвечает на их
насущные вопросы», - считает заместителю управляющего ОПФР по Хабаровскому краю
Мария Закатова. Ей принадлежит идея освежить и расширить имеющиеся у
специалистов ПФР знания и навыки. Мария Яковлевна считает, что чем лучше
специалисты клиентских служб будут управлять своим психоэмоциальным состоянием,
тем больший эффект будет достигнут в межличностном общении с посетителями. Психолог Отделения ПФР Марианна Ситникова построила практические
рекомендации из расчета двух занятий по 25 минут для двух потоков специалистов.
Пока одни находятся на своих рабочих местах, другие имеют возможность получить
базовые теоретические знания и практические рекомендации по способам
саморегуляции и приемам работы с «трудными» клиентами. В своей ежедневной коммуникативной практике специалисты,
ведущие устный прием граждан, руководствуются «Этикой делового общения». Этот
документ разработан отделом по работе с обращениями граждан Отделения ПФР по
Хабаровскому краю. В нем определены нормы служебного общения, требования к
деловым и нравственным характеристикам сотрудника клиентской службы. Этика делового
общения содержит рекомендации, как начать беседу, как обращаться к клиенту, как
вести телефонный разговор, деловую переписку, каким должен быть внешний вид
работника и многое другое. Начальник отдела по работе с обращениями граждан
Отделения ПФР по Хабаровскому краю Виктория Ульянина, являясь одним из
разработчиков «Этики делового общения», все рекомендуемые методы и приемы
применяла в своей практической деятельности, поэтому ей было чем поделиться с
коллегами. Характер работы возглавляемого ей отдела предусматривает ежедневное
общение с посетителями, чей настрой не всегда несет положительный заряд. Чаще
всего к Виктории Геннадьевне обращаются за помощью люди, которые считают себя
обиженными или обделенными судьбой, порой твердо убежденные в том, что пенсию
им назначили неверно. Виктория Геннадьевна умеет найти для каждого нужные
слова, может успокоить, не жалеет времени и терпеливо простыми словами
объясняет сложные формулы расчета пенсии. В итоге – каждый посетитель уходит от
неё довольный полученным ответом и со спокойной душой. Но не каждому дано
обладать такими человеческими и душевными качествами. Поэтому психологические занятия
должны помочь специалистам, ведущим прием граждан, преодолеть
психоэмоциональные нагрузки, которые неизбежно возникают при общении с большим
потоком людей. «Практические рекомендации психолога очень полезны. Для себя я почерпнула многое
и обязательно применю все на практике.
Особенно это касается ситуаций, когда клиент настроен затеять спор. Теперь я
знаю, как вести диалог в конструктивном ключе с максимальной пользой для
посетителя», - считает руководитель клиентской службы Управления ПФР в г.
Хабаровске и Хабаровском районе Людмила Чибирева. С этим мнением согласна и старший специалист-эксперт отдела
социальных выплат Светлана Иванова: «Раньше я интуитивно находила выход
из затруднительных ситуаций, а теперь мои действия будут подкреплены
теоретическими знаниями и практическими советами психолога». Заместитель
начальника Управления ПФР в Советско-Гаванском районе Надежда Гераськина теперь
уверена, что даже при большой загруженности и в любой трудной ситуации метод «улыбка»
выручает безотказно. Стоит встретить посетителя улыбкой или подарить её
собеседнику в самый напряженный момент разговора, сразу происходят изменения в
положительную сторону: меняется интонация, снимается напряжение и общение идёт
в деловой и позитивной обстановке. Ведущий специалист-эксперт по вопросам назначения и
перерасчета пенсий Елена Бабакина непосредственно
работает с посетителями, которые приходят подавать документы на назначение
льготных пенсий. Это самый сложный участок, потому что ситуации бывают запутанные,
многие приходят на прием заведомо с негативным настроем. «С помощью психологического
тренинга я смогла выработать в себе умение сдержаться и промолчать. Стараюсь
внимательно слушать собеседника, чтобы дать ему полный ответ и, в то же время, нейтрализовать
его тревожное состояние, - говорит Елена, -
советы психолога в этом очень помогают. Действенным оказался прием
обращения по имени-отчеству. Собеседник сразу становится вежливее и добрее,
более внимательно слушает ответы. Человек раскрывается, идет к тебе навстречу, возникает взаимопонимание и
деловой контакт. Исчезает негативное отношение, потому что посетитель видит,
что к нему относятся с уважением и изо всех сил хотят помочь. Поэтому практические
занятия с психологом мне лично очень помогли». Дистанционные практические рекомендации психолога – это
пробная форма профессионального обучения сотрудников. Но учитывая отзывы и
пожелания участников занятий, подобная практика будет продолжена и
усовершенствована.
О Фонде
- О Фонде
- Руководство СФР
- Правление Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации
- Совет по вопросам развития социального и пенсионного страхования
- Совет по совершенствованию работы территориальных органов
- Межрегиональный информационный центр Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (МИЦ СФР)
- Законодательство
- Международное сотрудничество
- Публично раскрываемые показатели бюджетной отчетности
- Вакансии
- Государственные услуги
- Центры реабилитации
- Информационные системы, базы и реестры
- Политика СФР в работе с персональными данными
- Результаты проведения специальной оценки условий труда
- Закупки
Гражданам
- Пенсионерам
- Людям с инвалидностью
- Семьям с детьми
- Трудоспособному населению
- Федеральным льготникам
- Личный кабинет гражданина
- Информация для иностранных граждан
- Пострадавшие от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
- Социальные выплаты и меры поддержки гражданам
- Материнский (семейный) капитал
- Электронная трудовая книжка
- Электронный листок нетрудоспособности
- Что нужно знать о пенсионной системе
- Добровольное вступление в правоотношения по ОСС
- Добровольное вступление в правоотношения по ОПС
- Единое пособие
- Объединение ПФР и ФСС
- Участникам специальной военной операции и их семьям
- Дополнительные гарантии волонтерам, лицам, направленным (командированным) на территории ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей, лицам, выполняющим работы на территориях отдельных субъектов РФ, и членам их семей
- Компенсации добровольцам, получившим вред жизни или здоровью при осуществлении добровольческой деятельности
- Меры поддержки Социального фонда в новых субъектах РФ
- Центры общения старшего поколения
- Новый механизм назначения и выплаты социального пособия на погребение
Страхователям, самозанятым и медицинским организациям
- Кабинет страхователя
- Общая информация для работодателей
- Электронный листок нетрудоспособности
- Субсидии за трудоустройство безработного
- Подтверждение ОВЭД страхователя
- Страховые взносы и тарифы
- Медицинским организациям
- Специальная социальная выплата медицинским работникам
- Правила возмещения страхователям расходов на оплату дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами
- Расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, экспертиза для проверки наступления страхового случая
- Дополнительные гарантии волонтерам, лицам, направленным (командированным) на территории ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей, лицам, выполняющим работы на территориях отдельных субъектов Российской Федерации, и членам их семей
- Финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний
Электронные сервисы и информация
Дополнительная информация
Социальные сети