«Официальное» пенсионное обеспечение в нашей стране имеет достаточно длительную историю: в этом году ему исполнилось 183 года. 6 декабря 1827 года император Николай I скрепил своей подписью первый в стране Пенсионный устав, который объединил все пенсионные законоположения, существовавшие с петровских времен. Пенсионное обеспечение того времени распространялось лишь на достаточно узкий круг служивых людей – военных и гражданских, имевших заслуги перед Отечеством. Первые государственные пенсии начали выплачивать в 1912 году, после принятия страхового закона, по которому 2,5 млн. рабочих и служащих фабричной и горной промышленности были охвачены государственным пенсионным обеспечением.
В 1927 году в СССР впервые стали выплачивать пенсии по старости. Однако в Конституциях 1918 года и 1924 года, право на социальное обеспечение еще открыто не провозглашалось. Это было сделано лишь Конституцией, принятой в 1936 году. Кстати, установленный в те годы возраст выхода на пенсию по старости остается неизменным до сих пор. А вот Закон о пенсиях и пособиях колхозникам был принят только в 1964 году.
Пенсионная система в Советском Союзе имела ряд специфических особенностей. Роль государства практически во всех формах и направлениях общественной жизни была главенствующей. Данные обстоятельства привели к формированию государственно-распределительной системы пенсионного обеспечения. Рыночные отношения в экономике в конце 80-х – начале 90-х годов привели к необходимости преобразования пенсионной сферы. Но практические преобразования начались только с января 2002 года.
Реформа пенсионной системы, начатая в 2002 г, положила начало переходу на страховые принципы. Нынешними законами система совершенствуется, отлаживается механизм, уходит из системы третья сторона - налоговые органы.
С 1 января 2010 года вступят в силу два новых федеральных закона, регулирующих дальнейшее совершенствование пенсионной системы в Российской Федерации, поднимут её на качественно новый уровень, укрепят финансовую основу социального страхования, сбалансируют и стабилизируют пенсионную систему на долгосрочную перспективу.
Напомним, что в соответствии с новым законодательством с 2010 года будет отменён единый социальный налог (ЕСН). Вместо него работодатели и предприниматели будут уплачивать страховые взносы в государственные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд обязательного социального страхования.
Упразднение ЕСН позволит полностью перейти на страховой принцип в обязательном пенсионном страховании - деньги на выплату пенсий будут поступать в ПФР за счет прямых взносов работодателей, не через налоги, что позволит оперативно и точно учитывать пенсионные права граждан, В полном объёме все поступающие взносы будут разнесены на лицевые счета застрахованных лиц.
Администратором страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование по новому закону будут органы Пенсионного фонда. Вся информационная и финансовая база по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование теперь сосредоточена в одних руках - у Пенсионного фонда. Не будет информационного разрыва, который наблюдался после 2002 г., когда налоговые органы собирали взносы, а Пенсионный фонд разносил информацию по лицевым счетам людей и осуществлял выплату пенсий.