В стране набирает обороты очередная волна мошенничества. Новая тема – денежная реформа, требующая «обмена старых купюр на новые». Неизвестные звонят в дверь, называются, например, почтальонами, соцработниками, рассказывают пенсионерам о новой денежной реформе и, конечно же, предлагают поменять старые банкноты. Доверчивые граждане верят и обменивают «купюры старого образца» на «новые». Вместо них аферисты выдают купюры банка приколов, т.е. сувенирные деньги, но об этом пенсионеры догадываются спустя какое-то время.
Иногда схема немного усложняется: раздается телефонный звонок якобы из банка и «сотрудник банка» рассказывает о денежной реформе, после чего предлагает вариант, по которому к пенсионеру придет «соцработник» и поможет обменять купюры, чтобы пенсионер не утруждался походом в банк.
На горячую линию ПФР РФ поступают сообщения от граждан об обращениях к ним неизвестных, пытающихся различными способами узнать данные СНИЛС или номера банковских карт – для доставки выплат, например, компенсаций, доплат к пенсиям, для некоего переоформления. Для придания правдоподобности неизвестные используют все возможные способы: например, назначают встречу в здании Пенсионного фонда, называя гражданам реальный адрес, усыпляя таким образом их бдительность.
Наиболее распространенными схемами мошеннических действий являются:
Телефонные звонки. Неизвестные представляются сотрудниками Пенсионного фонда, называют имя, отчество и сообщают, что человеку не доплатили, например, за трудовой стаж. Все средства будут переведены на банковскую карту, для чего необходимо назвать ее реквизиты и продиктовать код, который придет в СМС.
Рассылка спама через мессенджеры – Viber или WhatsApp, с помощью смс, по электронной почте, а также посредством специальных программ. Ссылка из такого письма обычно ведет на псевдосайт ПФР. Увидев знакомый интерфейс, пользователи начинают выполнять предписанное: вводить номер СНИЛС или паспортные данные и перечислять определенные платежи, чтобы получить «доступ к базам данных». После оплаты, конечно же, ничего перечислено не будет.
Услуги юристов на фейковых сайтах ПФР. На сайтах-подделках Пенсионного фонда и Отделения ПФР, максимально повторяющих страницы официального сайта ПФР, предлагается получить ответы по всем имеющимся вопросам через колл-центр. Для этого необходимо сформулировать вопрос и заполнить данные – город, имя, телефон, после чего ожидать звонка и приглашения на «бесплатную» юридическую консультацию, где в конечном итоге будут предложены уже платные услуги.
В связи с этим Отделение Пенсионного фонда по Чукотскому автономному округу напоминает, что работники Пенсионного фонда посещают граждан на дому только по Вашему заявлению (по предварительной записи по телефону, специалист ПФР приедет к Вам сам, дата и время посещения оговаривается во время предварительной записи). К этой группе людей относятся инвалиды, люди с ограниченными возможностями. Обратиться в клиентскую службу с заявлением могут не только инвалиды, но и их законные представители и представители по доверенности.
Обращаем внимание граждан, что в целях защиты от мошенников, при встрече работников клиентской службы на дому необходимо попросить их предъявить служебное удостоверение работника ПФР!
ОПФР не проводят опросы на улице, не запрашивают по телефону персональные данные и реквизиты банковских карт, не сообщают по телефону о неожиданных денежных поступлениях, а также не являются отправителями сообщений в мессенджерах, социальных сетях и других ресурсах.
Отделение Пенсионного фонда по Чукотскому автономному округу призывает граждан быть бдительными и предельно внимательными при запросе от сторонних лиц их персональных и паспортных данных, номеров СНИЛС и номеров банковских карт. Настоятельно рекомендуем незамедлительно сообщать о подозрительных фактах обращения вероятных преступников в правоохранительные органы.