В связи с большим количеством вопросов, связанных с переездом за границу, Отделение ПФР по Челябинской области разъясняет, что гражданам, уезжающим жить за границу или уже живущим за рубежом, упростили порядок оформления пенсий на родине. Новый порядок, утверждённый постановлением Правительства РФ, вступил в силу 14 мая 2019 года.
К заявлению о назначении пенсии должны быть приложены:
- Документ, удостоверяющий личность. Это может быть заграничный паспорт гражданина Российской Федерации. Если вы направляете документ по почте либо через доверенное лицо - копия должна быть заверена в установленном порядке.
- Документ о страховом стаже (трудовая книжка) и справки, если имеются в наличии;
- Справка о выполнении (невыполнении) оплачиваемой работы за пределами Российской Федерации (для выплаты пенсии по случаю потери кормильца лицам, занятым уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет; для «иждивенцев» в целях выплаты повышенной фиксированной выплаты) по форме согласно приложению N 3 (постановление от 17 декабря 2014 г. N 1386), выданная дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации. Справка о выполнении (невыполнении) оплачиваемой работы может быть выдана компетентным органом (должностным лицом) иностранного государства.
Кроме того, если документы сдаются через доверенное лицо, то оно должно быть удостоверено должным образом: доверенность должна содержать данные доверителя, то есть сведения заграничного паспорта гражданина Российской Федерации, а также указание на то, что доверенному лицу доверяется оформление пенсии (копия доверенности приобщается к материалам пенсионного дела).
Обращаем внимание, что в связи со вступлением в силу с 1 января 2015 года Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и постановления Правительства РФ от 17.12.2014 № 1386 «О порядке выплаты пенсий лицам, выезжающим на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации» выплата пенсии указанной категории производится только на территории Российской Федерации в рублях путем зачисления на счёт гражданина в кредитной организации органом, осуществляющим его пенсионное обеспечение на территории Российской Федерации, либо по доверенности представителю гражданина.
В последующем необходимо ежегодно представлять:
- документ, подтверждающий факт нахождения гражданина в живых, выданный нотариусом на территории Российской Федерации либо компетентным органом (должностным лицом) иностранного государства. Также подтвердить факт нахождения в живых можно путем личной явки в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации либо в Пенсионный фонд Российской Федерации или орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение на территории Российской Федерации. Документ поступит в Отделение в электронном виде, высылать его не нужно.
- документ, подтверждающий факт осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности, выданный компетентными органами (должностными лицами) иностранного государства. Данный документ может быть представлен гражданином в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации при оформлении акта о личной явке гражданина (его законного представителя),
- справку по форме согласно приложению N 3 (постановление от 17 декабря 2014 г. N 1386), выданную дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации, либо компетентным органом (должностным лицом) иностранного государства - для пенсий, выплата которых зависит от факта выполнения оплачиваемой работы (выплата пенсии по случаю потери кормильца лицам, занятым уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет).