За 6 месяцев 2012 года в ОПФР по Челябинской области поступило 6 письменных обращений граждан в связи с неправомерным переводом средств пенсионных накоплений в негосударственные пенсионные фонды (далее — НПФ), из них 4 жалобы поступили на сайт Пенсионного Фонда Российской Федерации (далее - ПФР). Это в 25 раз меньше, чем за аналогичный период прошлого года (более 150 письменных и устных обращений).
Напомним, что ежегодно Пенсионный фонд Российской Федерации рассылает гражданам, изменившим способ управления своими пенсионными накоплениями (более 5 млн. человек в 2011 году)*, уведомления о переводе средств их пенсионных накоплений в управляющую компанию или НПФ. Эти уведомления после принятия по ним положительного или отрицательного решения автоматически формируются Пенсионным фондом России на основе полученных заявлений и договоров от граждан и организаций, с которыми заключены соглашения о взаимном удостоверении подписей. Суть соглашений в том, что НПФ гарантирует представление в ПФР исключительно достоверной информации по юридически значимым документам, какими, безусловно, являются договоры ОПС и заявления граждан о смене страховщика. Трансферагентами ПФР являются практически все НПФ, которые и заключают с гражданами договоры о формировании средств их пенсионных накоплений.
После получения уведомления от Пенсионного фонда Российской Федерации граждане, которые ответственно понимают, что никаких заявлений о переводе средств они не подавали и договоров с НПФ не заключали, имеют право подать жалобу в НПФ или ПФР, обратиться в суд для признания перевода пенсионных накоплений недействительным, либо написать новое заявление на перевод пенсионных накоплений.
Пенсионный фонд России напоминает всем застрахованным лицам – даже в случае неправомерного перевода пенсионных накоплений в НПФ они никуда не пропадают. Эти средства по-прежнему зафиксированы на индивидуальном (пенсионном) лицевом счете в системе обязательного пенсионного страхования.
Однако в связи с ростом обращений о неправомерном переводе средств в НПФ в 2009-2011 годах ПФР был вынужден предпринять меры для стабилизации ситуации. Для своевременного реагирования и урегулирования спорных вопросов, возникших между застрахованными лицами и НПФ, выявления недобросовестных сотрудников НПФ и восстановления прав застрахованных лиц в августе 2010 года Пенсионный фонд Российской Федерации и Национальная Ассоциация Пенсионных Фондов (НАПФ) подписали соглашение об обмене информацией о жалобах граждан по фактам нарушения их прав на формирование и инвестирование средств пенсионных накоплений. Благодаря предпринятым действиям ПФР, НАПФ и самих НПФ, количество жалоб в 2012 году значительно сократилось. Работа в этом направлении будет продолжена и дальше.