В 2012 году программа государственной поддержки семей, в которых появился второй ребенок*, отмечает свое пятилетие. За это время сертификаты на материнский капитал в Челябинской области получили более 92,7 тыс. семей. 43,7 % владельцев сертификатов уже распорядились его средствами, в том числе свыше 22,8 % семей полностью израсходовали материнский капитал.
Самое популярное направление использования государственных средств – погашение жилищных кредитов и займов. В общей структуре использования материнского капитала оно составляет более 81 %. На сегодняшний день 33,1 тыс. южноуральских семей частично или полностью погасили жилищные кредиты на сумму 11 млрд. рублей.
При этом, начиная с 2010 года, управления Пенсионного фонда РФ в городах и районах Челябинской области приняли более 8 тыс. заявлений от семей, определившихся с основным направлением расходования средств материнского капитала. Из них 7,9 тыс. заявок – на улучшение жилищных условий без привлечения кредитных средств на общую сумму 2,4 млрд. рублей; 477 заявок на обучение детей на 16 млн. рублей и 60 заявок на перевод средств на накопительную часть будущей пенсии мамы на 3,3 млн. рублей.
Отметим, что в соответствии с недавно принятым законодательством** владелицы сертификатов, направившие средства материнского капитала на накопительную часть пенсии, смогут при выходе на пенсию получить эти средства в виде срочной выплаты. Ее продолжительность определяет сам гражданин, но она не может быть менее 10 лет.
Особенностью срочной пенсионной выплаты является то, что если гражданин умирает после назначения ему такой выплаты, невыплаченный остаток средств вправе получить его правопреемники. В этом случае остаток средств материнского капитала, а также доход от их инвестирования, будет выплачен правопреемникам по сертификату на материнский капитал – отцу ребенка или непосредственно самому ребенку (детям).
Также напоминаем, что с недавнего времени семьи-капиталисты могут направить полученные от государства средства на оплату не только обучения, но и на содержание ребенка в образовательном учреждении.