С 28 июля 2020 года Пенсионный фонд России начал устанавливать ежемесячные денежные выплаты инвалидам и детям-инвалидам автоматически на основании сведений Федерального реестра инвалидов.
Для назначения от гражданина требуется только электронное заявление о выбранном способе её доставки. Об этом в беседе с корреспондентом республиканской газеты «Вести республики» рассказала заместитель начальника отдела организации назначения и перерасчета пенсий ОПФР по Чеченской Республике Эльза Тепсаева.
Эльза Ризвановна, расскажите, пожалуйста, что это за выплата и кто может претендовать на нее?
- ЕДВ – это ежемесячная денежная выплата, предоставляемая определенным категориям граждан из числа ветеранов, инвалидов, включая детей-инвалидов, лиц пострадавших в результате воздействия радиации. Полный перечень граждан, имеющих право на получение ЕДВ, размещен на официальном сайте Пенсионного фонда России.
Если раньше, на оформление ежемесячной выплаты нужно было подавать заявление, то сейчас в этом нет необходимости, территориальные органы Пенсионного фонда сделают все самостоятельно.
Как это происходит?
- Ежемесячная денежная выплата оформляется Пенсионным фондом по данным Федерального реестра инвалидов (ФРИ).
Отмена заявлений для оформления ЕДВ стала следующим шагом по упрощению процесса оформления выплат и пенсий людям с инвалидностью. Специально созданный Федеральный реестр инвалидов является единым оператором информации, поставщиками которой выступают учреждения медико-социальной экспертизы, внебюджетные фонды, федеральные министерства и ведомства, а также региональные и муниципальные органы власти.
На основе данных ФРИ происходит дистанционное оформление пенсии по инвалидности. При обращении в ПФР инвалиду достаточно подать электронное заявление, все остальные сведения фонд получит из реестра.
Сроки назначения ЕДВ?
- ЕДВ устанавливается со дня признания человека инвалидом или ребенком-инвалидом и назначается в течение 10 дней с момента поступления в реестр сведений об инвалидности. Уведомление о назначении ЕДВ поступит в личный кабинет гражданина на портале Госуслуг, на адрес электронной почты (при ее наличии), либо в смс-сообщении.
Эльза Ризвановна, расскажите, пожалуйста, как осуществляется порядок определения инвалидности в настоящее время?
- Сама процедура установления инвалидности в настоящее время также происходит заочно, исключительно на основе документов медицинских учреждений, без посещения инвалидом бюро медико-социальной экспертизы. Такой временный порядок был введен в связи с эпидемиологической ситуацией и действует с 1 марта до 1 октября 2020 года.
После того, как данные об инвалидности поступают в ФРИ, территориальный орган ПФР самостоятельно назначает гражданину ЕДВ и пенсию по инвалидности, от человека требуется только заявление о предпочитаемом способе доставке пенсии, которое можно подать через личный кабинет на портале Госуслуг или сайте ПФР. Если же ранее ему были установлены выплаты по линии ПФР, заявление о доставке представлять не требуется.
Действует ли этот порядок на продление выплаты пенсии по потере кормильца?
- Получателям пенсии по потере кормильца, которым исполнилось 18 лет, также не нужно обращаться в Пенсионный фонд, чтобы подтвердить факт обучения и таким образом продлить выплату пенсии. До конца августа прохождение обучения подразумевается по умолчанию. По аналогичному принципу продлевается право на повышенную фиксированную выплату к пенсии для тех, у кого на иждивении находятся студенты, получающие пенсию по потере кормильца.
Для принятия решения о продлении выплаты пенсии учащимся, а также повышенной выплаты пенсии их родственникам и опекунам территориальные органы ПФР руководствуются данными, поступающими из учебных заведений и от работодателей.
Как быть, если у человека нет возможности подать электронное заявление о назначении пенсии?
- В таком случае, это можно сделать дистанционно по телефону.
Если у человека нет возможности подать электронное заявление о назначении пенсии, территориальные органы ПФР при наличии контактной информации связываются с ним по телефону и получают согласие на оформление пенсии, что отражается в специальном акте. На основе этого документа формируется заявление о назначении пенсии, и запускаются дальнейшие процессы по ее оформлению.
Необходимо подчеркнуть, что специалисты Пенсионного фонда никогда не запрашивают персональные данные, СНИЛС, номер банковской карты или ее ПИН-код, а также пароль доступа к личному кабинету. Если по телефону просят предоставить такую информацию, скорее всего, человек имеет дело с мошенниками. Настоятельно рекомендуем не доверять сомнительным звонкам или письмам и при подозрении на мошенничество незамедлительно прекратить дальнейшее общение.
Спасибо Вам, что нашли время и ответили на наши вопросы.
Вам спасибо.