С 2020 года в России постепенно вводятся электронные трудовые книжки (ЭТК), которые заменят собой обычные книжки на бумажном носителе.
Закон об электронном учете сведений о трудовой деятельности работников 16 декабря 2019 года подписал президент страны В. Путин. Согласно документу, все сведения о работе россиян будут храниться в информационной системе ПФР.
В какие сроки работодатели должны уведомить своих работников о выборе формата трудовой книжки, в чем преимущества и есть ли риски потери данных, об этом и не только рассказала начальник отдела организации персонифицированного учета и взаимодействия со страхователями Отделения Пенсионного фонда России по Чеченской Республике Лайла Магамадова.
- Лайла Абдулганиевна, расскажите, пожалуйста, о новом формате ведения трудовой книжки?
- В настоящее время у граждан появилась возможность выбрать формат хранения данных. До некоторого времени записи о стаже, месте работы и т.д. хранились в бумажных трудовых книжках. Сегодня мир шагнул далеко вперед, технологии не стоят на месте, появилась возможность вести учет трудовой деятельности в электронном формате. Для всех откроется ряд новых возможностей: больше не придется тратить время для личного посещения клиентских служб для получения необходимой выписки. Все необходимое можно сделать в личном кабинете на сайте ПФР или Госуслуг. При распечатке документа через личный кабинет он уже имеет заверенную усиленную квалифицированную электронную подпись.
В какие сроки работодатели должны уведомить своих работников о выборе формата трудовой книжки?
- Срок уведомления работников о возможности перехода на электронную трудовую книжку продлен до 31 октября 2020 г. включительно. Прежний срок был продлен в связи с длительным периодом работы в удаленном режиме большинства российских компаний.
Способ уведомления сотрудников при этом сохраняется – работодателю следует уведомить каждого работника в письменной форме об изменениях в трудовом законодательстве по формированию сведений о трудовой деятельности в электронном виде, а также о праве работника сделать выбор, подав письменно одно из заявлений о сохранении бумажной трудовой книжки или о ведении трудовой книжки в электронном виде.
- Бумажный вариант по-прежнему остается?
- Разумеется, бумажный вариант трудовой книжки не утратил свою силу. Гражданин вправе самостоятельно сделать выбор в пользу того или иного варианта. Главное до конца текущего года сообщить о своем намерении работодателю. Заявить о решении необходимо в письменной форме.
- Стоит ли переживать, что произойдет утечка данных или их потеря?
- Нет, переживать по данному поводу не стоит. При трудоустройстве в трудовой книжки работника отдел кадров делает необходимую запись. Электронно все записи попадают в ПФР. Так было и раньше и никаких утечек не случалось. Так что по сути ничего нового для граждан не произойдет. Изменения в большей части коснутся страхователей, которым в случае выбора застрахованным лицом бумажной трудовой книжки придется все сдавать не только в электронном виде, но и дублировать в бумажном варианте.