В Пенсионном фонде России подвели итоги переходной кампании 2017 года по переводу гражданами своих пенсионных накоплений в негосударственные пенсионные фонды (НПФ) и управляющие компании (УК). Всего в ходе переходной кампании 2017 года ПФР принял к рассмотрению 6,3 млн. заявлений граждан о выборе НПФ или УК. Положительные решения приняты по 4,9 млн. заявлений, что составляет 77,8 % от принятых к рассмотрению заявлений. 99,8% от общего количества удовлетворенных заявлений составляют заявления о досрочном переводе средств пенсионных накоплений. Напомним, что сегодня существуют два способа смены страховщика: срочный или досрочный переход. Причем к термину «срочный» в данном случае не стоит подбирать синонимы «быстрый» или «стремительный», а скорее наоборот - в основе этого понятия лежит слово «срок», а еще точнее – пятилетний срок.
И если при досрочном переходе к новому страховщику перевод пенсионных накоплений производится без инвестиционного дохода за период с даты последнего расчета гарантируемой суммы средств пенсионных накоплений, то при срочном переходе, который возможен не чаще одного раза в пять лет, весь инвестиционный доход сохраняется и все средства пенсионных накоплений перечисляются на лицевой счет гражданина во вновь выбранном им пенсионном фонде. Вот поэтому, чтобы избежать потерь, необходимо принимать взвешенное решение при смене страховщика ваших пенсионных накоплений и не менять его чаще одного раза в пять лет. Более того, если ваш текущий страховщик показал убытки при инвестировании пенсионных накоплений, то при досрочном переходе они будут отражены на вашем лицевом счете. Следует знать, что в случае подачи заявления о досрочном переходе, средства пенсионных накоплений новому страховщику передаются не позднее 31 марта года, следующего за годом подачи заявления (при условии положительного решения при рассмотрении заявления). Если гражданин подает «срочное» заявление о переходе в НПФ или в ПФР, средства пенсионных накоплений будут переданы в срок до 31 марта года, следующего за годом, в котором истекает пятилетний срок с года подачи такого заявления (при условии положительного решения при рассмотрении заявления). В некоторых случаях в переводе средств пенсионных накоплений могут отказать.
Основные причины отказов следующие: - наличие заявления с более поздней датой (к рассмотрению принимается именно оно); - гражданин подал заявление в ПФР, но уведомление НПФ о вновь заключенном договоре с этим гражданином в ПФР не поступало, т. е. заявление в ПФР не подкреплено договором с НПФ; - заявление подано в пользу того страховщика, у кого уже находятся пенсионные накопления гражданина; - заявление подано с нарушением установленного порядка (например, в один день поступило несколько заявлений от одного и того же человека).
Проверить свои пенсионные накопления можно, ознакомившись с состоянием своего лицевого счета в системе ПФР. Сделать это можно несколькими способами. Наиболее удобный способ – получение сведений в электронном виде. Во-первых, получить сведения о состоянии своего лицевого счета можно через портал госуслуг или Личный кабинет гражданина на сайте ПФР. Для этого необходимо быть зарегистрированным на портале госуслуг.
Логин и пароль для портала госуслуг и Личного кабинета на сайте ПФР – единый. Во-вторых, извещение о состоянии своего лицевого счета в ПФР можно заказать в территориальном управлении ПФР, а также в любом филиале МФЦ («Мои документы»). В-третьих, эти сведения доступны и в мобильном приложении ПФР. В Личном кабинете гражданина на сайте ПФР, кстати, открыт дополнительный сервис, позволяющий в один клик получить информацию об организации (страховщике), в которой Вы формируете свои пенсионные накопления (без запроса выписки из лицевого счета). Негосударственные пенсионные фонды предоставляют информацию о средствах пенсионных накоплений при обращении застрахованных лиц в НПФ.