Для начала, следует сказать, что нынешняя система обязательного пенсионного страхования предполагает только двух страховщиков: Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) и любой негосударственный пенсионный фонд (НПФ), входящий в систему гарантирования прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования. В результате ужесточения пенсионного законодательства и существующей экономической ситуации часть игроков ушла с рынка, другая часть укрупнилась путем реорганизационных преобразований и на сегодняшний день в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию для граждан свои услуги предлагают 41 НПФ.
Страховщик, будь то НПФ или ПФР, в целях размещения средств застрахованных лиц и получения максимальной доходности пользуются услугами управляющих компаний (УК), заключая соответствующие договоры. При этом, если застрахованное лицо выбирает страховщиком НПФ, оно соглашается на управление своими средствами теми компаниями, с которыми НПФ заключил договор. Будучи клиентами НПФ мы не выбираем УК. Если же страховщиком гражданин определил ПФР, то он сам выбирает ту УК, с которой у ПФР имеется договор доверительного управления средствами пенсионных накоплений. Таких компаний сейчас 33, среди которых 32 компании частные и одна государственная (Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»), назначенная Правительством РФ.
Следует отметить, что сменить страховщика гражданин может только до момента обращения в ПФР или НПФ с заявлением об установление выплаты из средств пенсионных накоплений (накопительной пенсии, единовременной или срочной пенсионной выплаты).
Итак, гражданин решил сменить страховщика по обязательному пенсионному страхованию. В том случае, если этот выбор он делает впервые, то по умолчанию его страховщик – ПФР, а средства инвестируются государственной управляющей компанией. В таком случае он может сменить страховщика на любой НПФ, включенный в перечень НПФ, осуществляющих деятельность по обязательному пенсионному страхованию, и который устраивает своей надежностью и стабильной доходностью. Если же застрахованное лицо уже является клиентом НПФ, оно вправе сменить его на ПФР или другой НПФ по своему выбору.
Пользоваться правом на смену страховщика можно ежегодно. Для этого необходимо подать заявление в Пенсионный фонд РФ.
Если гражданин желает стать клиентом НПФ (перейти из ПФР в НПФ или сменить один НПФ на другой НПФ), кроме подачи соответствующего заявления, ему необходимо заключить договор об обязательном пенсионном страховании с выбранным НПФ в рамках текущего года.
Заявление о переходе к новому страховщику может быть подано гражданином в любое Управление (Отдел) ПФР (независимо от места жительства) лично, через представителя, через МФЦ или по почте.
Кроме того, заявление может быть подано в форме электронного документа посредством электронного сервиса ПФР «Личный кабинет гражданина» или через Единый портал государственных и муниципальных услуг с усиленной квалифицированной электронной подписью.
Сменить страховщика можно в следующем году, подав заявление о досрочном переходе, или через 5 лет путем подачи заявления о переходе.
Давайте разберемся, в чем разница между заявлением о переходе и заявлением о досрочном переходе.
Согласно нововведениям в законодательстве право на смену страховщика и перевод средств пенсионных накоплений, включая инвестиционный доход, гражданину предпочтительно реализовать один раз в пять лет, подав заявление о переходе. Такое заявление рассматривается до 1 марта года, следующего за годом, в котором истекает пятилетний срок с года подачи заявления. А сам перевод средств выбранному страховщику осуществляется до 31 марта года рассмотрения заявления.
На примере это выглядит следующим образом: гражданин решил сменить страховщика ПФР на НПФ, для чего 01 марта 2017 года обратился в Управление ПФР с заявлением о переходе в НПФ. Такое заявление будет рассмотрено Пенсионным фондом РФ в 2022 году, и в случае положительного решения перевод средств из ПФР в НПФ будет осуществлен до 31 марта 2022 года.