В соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях») работодателю предоставлено право обращаться в территориальные органы ПФР за установлением страховой пенсии, выплатой и доставкой страховой пенсии застрахованным лицам, состоящим в трудовых отношениях с ним, с их письменного согласия.
Также работодатель может направить в электронном виде по защищенным каналам связи заявление и иные необходимые для назначения пенсии документы в ПФР. Эти сведения должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью.
Для обеспечения полноты и достоверности сведений о пенсионных правах застрахованных лиц, приобретающих право на страховую пенсию по старости, а также своевременного и правильного назначения пенсий территориальные органы ПФР заблаговременно проводят необходимую работу в отношении работающих граждан предпенсионного возраста, завершая ее не менее чем за месяц до возникновения у последних права на пенсию. В этих целях территориальные органы ПФР запрашивают от страхователей, застрахованных лиц и иных учреждений и организаций документы, необходимые для назначения пенсии, в частности о периодах работы и (или) иной деятельности застрахованного лица, в том числе на соответствующих видах работ, о среднемесячном заработке застрахованного лица и т.д.
Принимая во внимание высокую социальную значимость данной работы, территориальные органы ПФР организуют информационное взаимодействие с работодателями (страхователями) в части представления ими в отношении работников документов и сведений, необходимых для назначения пенсии. При этом сокращается количество визитов граждан в территориальные органы ПФР, сокращается время приема, а, соответственно, и время ожидания в очереди, так как сканирование документов производится страхователем. Экономят рабочее время и страхователи, которым не нужно направлять специалистов кадровых служб в территориальные органы ПФР для сдачи документов на своих работников.
Справка
Для проведения заблаговременной работы по подготовке документов и назначению пенсий своим сотрудникам работодателю необходимо заключить с ПФР соглашение об электронном информационном взаимодействии.
В рамках соглашения работодатель направляет в Пенсионный фонд сведения о сотрудниках (списки и все необходимые документы), у которых в ближайшие 12 месяцев возникает право на назначение страховой пенсии по старости. Специалисты ПФР проводят работу по оценке пенсионных прав гражданина, дают консультацию о недостающих документах, формируют макет пенсионного дела и направляют его (через работодателя) уходящему на пенсию сотруднику для согласования.
Если макет пенсионного дела одобрен, то за месяц до наступления пенсионного возраста работника, представитель работодателя направит в ПФР два заявления. Одно заявление на назначение страховой пенсии, второе – о способе ее доставки. В положенный десятидневный срок гражданину будет назначена пенсия. Таким образом, достигается полнота и достоверность сведений о пенсионных правах граждан, выходящих на пенсию, и своевременное ее назначение.
Передача абсолютно всех данных осуществляется по защищенным каналам связи с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи работодателя. При этом сведения передаются только по письменному согласию сотрудника.