Развитие инициативного пенсионного права - основная задача, которую предстоит решить Пенсионному фонду России в ближайшем будущем. Обязанности по подготовке граждан к назначению пенсий, а также предоставление всех других госуслуг, входящих в компетенцию ПФР, должны постепенно перейти к органам ПФР, полностью освободив человека от посещения клиентских служб. Об этом сообщил заместитель председателя Правления ПФР России Сергей Чирков на межрегиональном семинаре- совещании в Улан-Удэ 16-17 января, на котором обсудили вопросы организации деятельности Пенсионного фонда в условиях перехода к цифровой экономике.
В семинаре-совещании приняли участие управляющие Отделениями ПФР Центрального, Приволжского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов. Исполнительную дирекцию Пенсионного фонда в столице Бурятии представляли заместитель председателя Правления Сергей Чирков, руководители Департаментов ПФР Марина Семенова, Наталья Белянцева и Ольга Бугрова.
Совершенствование работы на пенсионном направлении, ориентированное, в первую очередь, на создание гражданам наиболее удобных условий для реализации ими своего права на пенсионное обеспечение, всегда являлась и является приоритетом в деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации.
Фондом созданы условия и организована работа по ведению электронного пенсионного процесса, под которым понимается осуществление процедур по установлению пенсий исключительно на основании документов в электронном виде, начиная от приема соответствующего заявления гражданина и заканчивая вынесением территориальным органом ПФР соответствующего решения (распоряжения).
Это стало возможно в результате проведения ПФР организационных, информационно-технологических мероприятий, а также развития законодательства, регулирующего пенсионные правоотношения. ПФР реализованы и используются в практической деятельности такие инструменты как возможность подачи заявления об установлении пенсии в электронном виде через «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» или «Личный кабинет застрахованного лица» на сайте ПФР, сервисы в системе межведомственного электронного взаимодействия и, конечно, использование в целях установления пенсий сведений индивидуального (персонифицированного) учета без представления дополнительных документов, оказание содействия гражданину в истребовании документов, использование сведений, находящихся в системе ПФР и государственных информационных системах (ФРИ, ЕГР ЗАГС) и др.
Фонд не останавливается на достигнутых результатах.
Так, рассказывая о перспективах развития пенсионного процесса, в своем выступлении Сергей Чирков отметил, что в целях подготовки к переходу на инициативное предоставление государственных услуг гражданам в ряде регионов ПФР проводится пилотный проект по формированию макетов выплатных дел граждан, признанных инвалидами, учитывая, что создана и функционирует ФГИС ФРИ. Основной целью пилота является оценка готовности имеющихся в распоряжении территориальных органов ПФР правовых, информационно-технологических, а также организационных механизмов, позволяющих перейти к назначению пенсий по инвалидности лицам, признанным инвалидами (без подачи гражданином заявления о назначении пенсии), а также определение направлений их совершенствования, в том числе в целях развития беззаявительных процедур в пенсионном праве.
Кроме того, в целях обеспечения максимально удобного для заявителя механизма получения государственных услуг в ряде регионов Российской Федерации между территориальными органами ПФР и органами службы занятости населения достигнуты договоренности об организации взаимодействия в электронной форме по защищенным каналам связи в целях представления документов необходимых для назначения пенсии гражданам, признанных безработными. Учитывая положительный опыт проводимой работы, все регионы активно включились в работу по заключению соглашений об обмене документами по защищенным каналам связи.
Принимаемые ПФР меры, направленные на оптимизацию работы по назначению пенсий и иных выплат, способствуют созданию для граждан наиболее удобных условий реализации права на пенсию и усилению юридических гарантий получения гражданами пенсий.
В ходе семинара–совещания участники ознакомились с работой Центра дистанционного обслуживания, где для них продемонстрировали новейшие технологии взаимодействия с клиентами с применением искусственного интеллекта - консультирование граждан при помощи робота виртуальной клиентской службы. Оригинальный программный комплекс работает как в режиме «помощника» специалиста ЦДО, так и в качестве самостоятельного сервиса для консультирования пользователей соцсети во «ВКонтакте» и в мессенджере Viber.
В ходе презентации гости с интересом наблюдали за тем, как робот обрабатывает запросы, поступившие в Центр дистанционного обслуживания по разным каналам взаимодействия с клиентами: телефония, терминалы виртуальной клиентской службы. Робот предоставляет возможность видеть полную историю обращений клиента, которая автоматически сохраняется в программном комплексе. Так реализуется принцип омниканальности обслуживания.
Применение искусственного интеллекта - серьезный шаг в развитии инструментов дистанционного обслуживания, - подчеркнул управляющий Отделением Евгений Ханхалаев. - Цифровизация нормативно-правовых документов – структуризация и систематизация документов правоприменительной практики - проект, над которым сейчас работают в Отделении и который был представлен на семинаре-совещании, предоставит возможность оптимизировать многозадачные рабочие процессы фонда и повысит качество дистанционных форм клиентского обслуживания.
В том, что внедрение цифровых технологий - приоритетные направления в деятельности Отделения ПФР по Бурятии, и региональное Отделение имеет большой опыт реализации проектов в этой сфере, гости смогли убедиться в ходе презентации «Информационно-аналитической системы «ИНФОЦЕНТР», реализованный в Отделении ПФР по Бурятии. Благодаря ему рабочие процессы по назначению и перерасчету пенсий стали прозрачными и контролируемыми на каждом технологическом этапе. Новую разработку высоко оценили управляющие Отделениями и, возможно, опыт работы с АИС «Инфоцентр» возьмут на вооружения во многих Отделениях ПФР.