С 2020 года в России вводится электронная трудовая книжка. Цифровая трудовая книжка обеспечит постоянный и удобный доступ работников к информации о своей трудовой деятельности, а работодателям откроет новые возможности кадрового учета.
С 1 января 2020 года на работодателя возлагается обязанность ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным, представлять в Пенсионный фонд России сведения о трудовой деятельности. На их основе будут формироваться электронные трудовые книжки россиян. С 1 января 2021 года в случаях приема или увольнения работников сведения о трудовой деятельности должны будут представляться в ПФР не позднее рабочего дня, следующего за днем издания документа, являющегося основанием для приема на работу или увольнения.
Переход к новому формату сведений о трудовой деятельности обязывает работодателя по 30 июня 2020 года письменно уведомить своих работников об изменениях законодательства, связанных с формированием электронной трудовой книжки и о праве выбора: либо продолжить ведение бумажной трудовой книжки, либо хранить информацию в электронном виде. В свою очередь работники подают письменное заявление работодателю о своем волеизъявлении до 31 декабря 2020 года включительно.
Работник, подавший заявление в пользу электронного учета, получит бумажную трудовую книжку на руки. В этом случае работодатель освобождается от ответственности за ее ведение и хранение. При выдаче трудовой книжки в нее вносится соответствующая запись.
Работник, подавший заявление о продолжении ведения работодателем трудовой книжки на бумаге, имеет право в последующем подать заявление работодателю о представлении сведений в электронном виде.
У граждан, которые впервые начнут работать в 2021 году, трудовые книжки будут изначально вестись в электронном виде без оформления бумажной.
Если бумажную трудовую книжку, как правило, работающие граждане видят крайне редко, то сведения электронной трудовой книжки будут для них в постоянном доступе. С ними можно будет ознакомиться в Личном кабинете гражданина на сайте Пенсионного фонда России или на портале Госуслуг, а также через соответствующие приложения для смартфонов.
При необходимости сведения электронной трудовой книжки будут представляться в виде бумажной выписки. Их можно будет запросить у работодателя (по последнему месту работы), в клиентской службе Пенсионного фонда, обратиться в многофункциональный центр предоставления государственных услуг (МФЦ). Данная услуга будет представляться экстерриториально, то есть независимо от места жительства.
Электронная трудовая книжка сохраняет весь перечень сведений, которые учитываются в бумажной трудовой книжке: место работы, периоды работы, должность (специальность, профессия), квалификация (разряд, класс, категория, уровень квалификации), дата приема, увольнения, перевода на другую работу, основания прекращения трудового договора.
Храниться электронные документы будут в единой системе Пенсионного фонда Российской федерации. Многолетний опыт работы систем ПФР доказал высокий уровень защищённости информационных данных. Более подробную информацию можно получить на сайте ПФР (www.pfrf.ru)
Татьяна Сизоненко