Для повышения эффективности заблаговременной подготовки документов к назначению пенсии на всей территории России внедряется электронное взаимодействие Пенсионного фонда с работодателями. Как оформиться на пенсию, не приходя в Пенсионный фонд, через своего работодателя, - рекомендации дает Евгения Очертарова, главный специалист-эксперт отдела оценки пенсионных прав застрахованных лиц ОПФР по Бурятии.
Новое пенсионное законодательство, вступившее в силу с 1 января 2015 года, юридически закрепило право работодателя с письменного согласия работника обращаться за назначением, выплатой и доставкой страховой пенсии. Это означает, что при подсчете страхового стажа периоды работы или иной деятельности подтверждаются сведениями персонифицированного учета, который ведется Пенсионным фондом России. Поэтому сегодня каждый россиянин должен быть заинтересован в том, чтобы на его индивидуальном лицевом счете в ПФР все его пенсионные права в виде стажа и заработка были отражены в полном объеме. Кроме этого, автоматизированная система сбора и хранения данных о трудовой деятельности граждан гарантирует нам полную сохранность всех сведений в отличие от бумажных документов, хранящихся у самого гражданина или его работодателя, который к тому же может в любой момент ликвидироваться и при этом не передать документы в архивные учреждения.
Электронный документооборот экономит рабочее время
Зачастую, многие будущие пенсионеры мало осведомлены о том, с чего начать и что нужно сделать для того, чтобы вовремя оформить свою пенсию, и когда именно следует прийти в Пенсионный фонд. Так как для назначения пенсии необходимо собрать полный пакет документов, различные справки, учесть всевозможные факторы, начинать подготовку необходимо как минимум за год до выхода на пенсию. Если ранее сбором документов должен был заниматься сам гражданин, то сегодня это обязанность по закону возложена на кадровую службу организации, в которой он работает. Уполномоченный представитель отдела кадров заблаговременно готовит для Пенсионного фонда электронные образы документов, которые затем направляет через специальные программные комплексы, предназначенные для приема-передачи макетов пенсионных дел. Передача информации осуществляется по защищенным телекоммуникационным каналам связи с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи. Обращение работодателя за назначением страховой пенсии для своего работника позволяет экономить рабочее время работника, гарантирует своевременную реализацию права застрахованного лица на пенсионное обеспечение.
Какие документы представляет работодатель в ПФР?
Работодатель представляет сканированные копии документов для назначения пенсии, имеющиеся в его распоряжении. Это паспорт, СНИЛС, трудовая книжка, военный билет и уточняющие справки. При необходимости представляет документы на иждивенцев (например: свидетельства о рождении детей, справки об учебе по очной форме в образовательном учреждении), об изменении фамилии, имени, отчества и иные документы. Проанализировав имеющиеся документы, специалисты ПФР определят недостающие документы, дадут соответствующие разъяснения уполномоченному представителю работодателя о том, каких документов не хватает, а также о том, какие справки могут быть истребованы по линии Пенсионного фонда. Будущие пенсионеры нередко трудились в разных регионах и районах России, а также и за ее пределами (страны СНГ).
Там, где работодатели проявляют заботу о своих работниках, проблем возникает значительно меньше, так как специалист отдела кадров организации, обладающий необходимыми знаниями и опытом, может оказать своим работникам помощь в качественной подготовке документов для назначения пенсии.
P.S. Отделением ПФР по Бурятии заключено 11756 соглашений с работодателями по представлению документов в электронном виде для назначения страховых пенсий. На сегодня при содействии страхователей сформировано 3169 макетов электронных выплатных дел, из них 375 работников, не приходя в Пенсионный фонд оформили и получают пенсию.