Когда приближается пенсия, у человека появляются вопросы: как ее оформить, и какие для этого нужны документы. На вопросы читателей «Традиции» отвечает заместитель управляющего Отделением ПФР по Бурятии Владислав Ильин.
Когда обращаться в Пенсионный фонд?
Как правило, специалисты ПФР направляют письма, в которых приглашают посетить клиентскую службу управления Пенсионного фонда, чтобы заранее оформить документы. Если приглашение по каким-то причинам не получено, примерно за год до пенсии стоит узнать, все ли у вас в порядке с документами. Особенно это касается будущих получателей досрочной пенсии. Специалисты Пенсионного фонда помогут подготовить необходимый пакет документов, если потребуется, сделают запросы бывшим работодателям, в архивные учреждения.
За месяц до наступления права на пенсию гражданам необходимо обратиться с заявлением о назначении пенсии.
Какие нужны документы?
При обращении в Пенсионный фонд понадобятся паспорт, страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования (СНИЛС), трудовая книжка или другие документы, подтверждающие периоды работы. Также нужны свидетельство о браке, свидетельства о рождении детей, военный билет (для мужчин), справки о смене фамилии (имени, отчества), документы об образовании.
Можно ли оформить пенсию, не приходя в Пенсионный фонд?
С заявлением о назначении пенсии можно обратиться через работодателя или подать его самостоятельно через электронные сервисы Пенсионного фонда на сайте фонда. Если вы выберите один из двух последних способов взаимодействия с ПФР, то необходимо знать, что в этом случае вам следует пройти заблаговременную работу по подготовке документов для назначения пенсии. С 2014 года Отделением ПФР по Бурятии и его территориальными органами проводится работа со страхователями по заключению Соглашений об электронном документообороте для подготовки и сверки сведений на работников, уходящих на пенсию. В рамках этого взаимодействия страхователи предоставляют в территориальные органы ПФР в электронном виде документы о пенсионных правах застрахованных лиц, в том числе документы, подтверждающие стаж на соответствующих видах работ.
Что дает заблаговременная работа?
В первую очередь освобождает работника от хлопот по сбору недостающих документов, поможет ускорить исполнение запросов в архивные учреждения, позволяет работающему человеку при отсутствии времени дистанционно подать документы на заблаговременную работу в территориальный орган ПФР.
А если будущий пенсионер заранее позаботился о документах на пенсию или кадровая служба организации, в которой он работает?
Благодаря содействию работодателя самому гражданину останется только обратиться в ПФР с заявлением о назначении и выплате пенсий, которое он может подать как лично, так и через сайт Пенсионного фонда в «Личном кабинете гражданина» с домашнего или рабочего компьютера.