В Бурятии в течение двух дней проходила научно-практическая конференция по теме: «Актуальные вопросы оптимизации деятельности территориальных органов ПФР в современных условиях». Гости съехались со всей страны: это руководители Департаментов Исполнительной дирекции; управляющие отделениями, руководители региональных центров по выплате пенсий ПФР из Татарстана, Краснодарского и Алтайского краев, Вологодской и Кировской областей, Дагестана, Чеченской республики, республики Крым, а также Ленинградской, Томской, Иркутской областей. Место проведения конференции было выбрано не случайно: региональное отделение Бурятского Пенсионного фонда РФ является одним из наиболее продвинутых подразделений ПФР в организации электронного обслуживания населения.
ЛИЧНО ВАШ КАБИНЕТ
Председательствовала на мероприятии первый заместитель председателя Правления ПФР Лилия Чижик. В перерыве между заседаниями Лилия Ивановна встретилась с журналистами республиканских СМИ, ответила на многочисленные вопросы. В частности, объяснила, что такое «виртуальное рабочее место», о котором шла речь на конференции, и в создании которого наше отделение серьезно опередило коллег из других регионов.
«В рамках 601-го знаменитого майского Указа президента РФ были намечены меры, которые должны были исполнять органы государственной власти. Одной из мер было предусмотрено, чтобы услуги органов власти оказывались в электронном виде. Пенсионный фонд этой проблеме уделял повышенное внимание. Сегодня почти все услуги пенсионного фонда выведены на портал госуслуг и в личный кабинет застрахованного лица. Кроме того, мы в настоящее время еще открыли приложение на мобильном телефоне. В рамках этого приложения можно записаться на прием, получить информацию. Вплоть до получения выписки о накоплениях на лицевом счете» - сказала Лилия Ивановна.
Выходит, развитие электронных услуг делает ненужными очереди на получение неизбежных «госуслуг». Таких, как оформление пенсий. Эти услуги с каждым годом становятся все более востребованными гражданами. Но дело это новое, непривычное. Бывает, что гражданин обращается через личный кабинет, но сомневается в своих дальнейших действиях. ПФР предлагает сделать сервис, чтобы, нажав на кнопку «помощь», гражданин мог обратиться к специалисту, который выступит в роли «навигатора» по личному кабинету застрахованного гражданина. И клиент сможет по подсказкам направить свое заявление в виртуальную клиентскую службу.
«Живой интерес вызывает эта дискуссия среди участников конференции, потому что это дело новое. Не думаю, что в каких-то других ведомствах так плотно обсуждают эти вопросы. Думаю, мы серьезно поправили свои нормативную базу, которая направлена на то, чтобы улучшить качество представлений граждан на предоставление госуслуг. Если гражданин обращается за услугой в личный кабинет, то ему не нужно приходить в территориальный орган и предъявлять паспорт. Мы считаем, что гражданин уже идентифицирован, мы всегда можем проверить актуальность его паспорта, и таким образом облегчаем гражданину жизнь. Сегодня много говорили о том, что и сведения, раз зафиксированные в электронном виде госорганами, мы можем запрашивать сами – по базам. Это избавляет гражданина от лишних хождений по инстанциям. Например, сведения о рождении ребенка. Тогда нет нужды приносить свидетельство о рождении» - пояснила на конкретных примерах Лилия Ивановна. – «Мы имеем целью упростить для граждан общение с пенсионным фондом. В идеале: чтобы гражданин мог обратиться в фонд один раз, а еще лучше – вообще дистанционно, через личный кабинет».
ГОРИЗОНТЫ БУДУЩЕГО
Впрочем, будущее вырастает из сегодня, только неравномерно. В Бурятии некоторые контуры этого будущего уже реализованы. Как это сделано – за этим и приехали участники конференции, чтобы получить передовой опыт и применить его в своих регионах. Это делается для оптимизации трудозатрат сотрудников и для повышения производительности труда. В отделении ПФР по Республике Бурятия такое мероприятие проводится за последние годы второй раз, потому что достигнуты серьезные результаты по итогам прошлогоднего мероприятия.
В частности, отмечалось, что в Бурятии уже запустили в постоянную эксплуатацию электронный сервис по оказанию госуслуг. Оказалось, что это наиболее эффективный и современный способ взаимодействия с клиентами. На сегодня ПФР достиг планки в 60% оказания всех услуг в электронном виде – в среднем по России. В Бурятии эта доля немного выше. Наш регион – передовой в этом смысле, и его опыт важен для центрального аппарата, чтобы внедрить его в других регионах. К концу года ожидается, что этот показатель достигнет 70% в целом по стране.
Что это значит в идеале? ПФР движется к «проактивности». То есть, специалисты фонда объясняют клиенту все возможности электронного взаимодействия с Пенсионным фондом, чтобы экономить свое время. При поступлении заявления от человека, производится практически в автоматическом режиме назначение пенсии и организация ее выплаты. ПФР сегодня – это стремительно развивающаяся структура, считают участники конференции.
Уже в текущем году будет запущена ЕГИСО – единая государственная система соцобеспечения. В результате, несмотря на сокращение численности сотрудников, работающих в Пенсионном фонде, растет объем его функций, и нагрузка на каждого сотрудника, но это происходит не за счет усиления эксплуатации человека, а за счет внедрения электронных систем, берущих на себя большую часть механической работы.
Нужно отметить, что научно-практическую конференцию приурочили к 10-летию Центра по установлению и выплате пенсий ПФР в Республике Бурятия. Это небольшой пока юбилей, но сделано уже немало. С момента образования Центром наработан уникальный опыт полной централизации на региональном уровне и оптимизации функций установления и выплаты пенсий, совершенствования пенсионного процесса, внедрения электронного документооборота и автоматизации непроизводительных и ручных операций. Специалисты Центра взаимодействуют с Главным бюро медико-социальной экспертизы, Управлением федеральной почтовой связи, службой судебных приставов, кредитными учреждениями, ВУЗами и т.д. В результате количество назначенных пенсий в 10-дневный срок со дня подачи заявления в Бурятии составляет 100 %, а заблаговременная актуализация индивидуальных лицевых счетов граждан позволяет многократно оптимизировать процессы обработки документов. Сведены к минимуму причины «дооформлений» пенсионных дел, а самое главное – гарантирована будущему пенсионеру полнота учета пенсионных прав на его лицевом счете в Пенсионном фонде.