В наследство от СССР бывшие союзные республики получили одинаковые условия для старта и в социальной сфере: общее пенсионное законодательство, пенсионный возраст выхода на пенсию ( 55 лет для женщин, 60 лет - для мужчин) и большое количество льготников. Как за 25 лет пенсионное законодательство менялось и реформировалось в зависимости от потребностей каждого государства? Своим опытом делились на конференции представители стран-членов Международной ассоциации пенсионных и социальных фондов (МАПСФ), которая состоялась в Бурятии 27-29 августа 2016 года. В форуме приняли участие представители пенсионных и социальных фондов Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, Таджикистана, Узбекистана, Грузии, а также Монголии.
Хочешь получить пенсию – плати сам
Пожалуй, самым принципиальным отличием систем обязательного пенсионного страхования стран Содружества от российской является непосредственное участие граждан в формировании своей будущей пенсии. Этот принцип реализован в разных странах, как и в солидарной, так и накопительной части. Если в нашей стране социальные обязательства перед будущими пенсионерами наряду с государством возложены на работодателей, то в большинстве стран постсоветского пространства обязательные страховые взносы в счет будущей пенсии перечисляют и сами работники из своих зарплат.
В частности, такая система действует в Республиках Молдова и Узбекистане, где работники ежемесячно уплачивают по 6 и 7,5 % платежей соответственно. Обязательные пенсионные платежи в размере 10% от заработка, но уже в накопительную пенсионную систему ежемесячно обязаны перечислять граждане Казахстана. Сегодня это, пожалуй, единственное государство, где развитию обязательной пенсионной накопительной системе придается самое важное значение, а на граждан возложены все меры ответственности за неуплату обязательных платежей. Так, платежеспособность граждан в Казахстане оценивается по лицевому пенсионному счету. Вы не сможете получить кредит в банке, если, по мнению банкира, на вашем пенсионном счете не будет достаточной суммы пенсионных накоплений. Похожий путь по созданию обязательной системы накопительных пенсий выбрала для себя Армения. Вступить в действие она должна была с 1 января 2014 года для граждан, родившихся после 1 января 1974 года. Размер ежемесячных отчислений, который граждане должны были бы перечислять в счет своих будущих пенсий, был установлен в размере 5% от заработной платы. Отказаться от своих планов правительству Армении не помещали даже бурные протесты общественности, которые охватили всю страну и привели к отставке премьер-министра страны Тиграна Саркисяна. В результате власти все-таки смогли продавить эту реформу, изменив лишь порядок уплаты взносов гражданами с бюджетов негосударственных пенсионных фондов на бюджет государства.
Повысили пенсионный возраст
Несмотря на то, что для некоторых стран Содружества, в частности для республик Средней Азии, проблема старения населения не так актуальна, возраст выхода на пенсию в сторону увеличения изменился практически во всех бывших союзных республиках. В Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане он составляет 63 года для мужчин, 58 лет – для женщин. В Туркменистане и Молдове мужчины и женщины выходят на пенсию в 62 и 57 лет соответственно, в Украине - в 60 и 57 соответственно, однако самый высокий пенсионный возраст на сегодня в республиках Балтии. Например, в Литве он установлен для мужчин 63 года и 4 месяца, для женщин - 61 год и 8 месяцев. К 2026 году он должен сравняться и составить 65 лет и для тех, и для других. К 2025 году довести пенсионный возраст до 65 лет также в планах у правительства Латвии и Эстонии. И этот процесс продолжает охватывать все больше государств. Со следующего года к ним присоединится Беларусь, где с 2017 года ежегодно пенсионный возраст будет повышаться на 6 месяцев и будет доведен до 58 и 63 для женщин и мужчин. Единственная страна, которая остается верна советскому наследию в этом вопросе - это Республика Узбекистан. Там не только не собираются в ближайшее время повышать пенсионный возраст, но и пошли на его снижение, установив в честь года Женщин в 1999 году, возраст выхода на заслуженный отдых для слабой половины в 54 года. Нужно выполнить только одно условие – иметь 20-летний трудовой стаж. Для мужчин, как и в России, пенсионный возраст составляет в Узбекистане 60 лет. Конечно, принятие непопулярных решений далось странам очень нелегко. Как, например, в планы по повышению возраста в Молдове вмешался Конституционный суд страны после прокатившейся волны протеста среди населения. Пенсионный возраст успели повысить только на 3 года, против 5 лет запланированных. В итоге изменения в пенсионном законодательстве властям пришлось заморозить на неопределенный срок.
- Эта мера для всех без исключения стран очень болезненная и здесь очень сложно прийти к скорому компромиссу без продолжительной разъяснительной работы с населением, - считает председатель Национальной кассы социального страхования Молдовы Лаура Греку.
Трудовые мигранты – общая проблема
Проблема формирования пенсионных прав у граждан, выезжающих на заработки в другие страны, одна из самых злободневных сегодня, а в будущем она обещает обернуться для бывших трудовых мигрантов низким материальным обеспечением на пенсии, либо вовсе может грозить потерей пенсии. Анализируя масштабы миграции, каждая страна уже сейчас старается найти выход из положения и гарантировать своим гражданам, вернувшимся после долгих лет работы за рубежом, более и менее достойное пенсионное обеспечение. Главная задача - сформировать механизм учета пенсионных прав, который предусматривал бы то, что заработанные пенсионные права и уплаченные страховые взносы должны будут «следовать» за гражданином и учитываться при назначении пенсии. Эти меры социального и пенсионного страхования уже обсуждаются в рамках созданного Евразийского экономического союза, в который вошли 5 стран, в том числе и Россия.
- Проблема с будущим пенсионным обеспечением мигрантов очень актуальная для Кыргызстана. После вступления нашей страны в ЕАЭС мы стали заниматься разработкой пенсионного договора, - рассказал Уланбек Асанов, заместитель председателя Социального фонда Кыргызстана.
- У каждого государства свое пенсионное законодательство. Как правило, при назначении пенсии в ее расчете учитывается только страховые взносы, уплаченные в бюджет своей страны. Мы же сейчас договариваемся о возможности экспортировать пенсионные взносы, уплаченные за работника, из страны, в которой он работал, в страну, где он будет назначаться и жить на пенсии. Это решит проблему с ущемлением пенсионных прав трудовых мигрантов, над этим мы сейчас активно работаем. По словам Уланбека Асанова, у Кыргызстана уже есть подобный положительный опыт. Так об экспорте уплаченных страховых взносов своих граждан правительству страны удалось договориться с Южной Кореей. Со следующего года страховые взносы, уплаченные во время работы в Южной Корее, после завершения работы гражданам Кыргызстана будут выплачиваться единовременной суммой. Таким образом, пенсионные взносы будут полностью учтены в пенсионные права на родине.
Электронные услуги населению – будущее пенсионных систем
Несмотря на то, что каждая страна бывшего Советского Союза в сфере пенсионного обеспечения идет своим путем, есть общая цель и задачи, которые нас объединяют сегодня. Это повышение качества услуг населению через развитие и совершенствование электронных сервисов. Надо отметить, что по сравнению с другими государствами Содружества Пенсионный фонд Российской Федерации по этому направлению многих обошел вперед. Благодаря высокому уровню внедренных информационных технологий ПФР с 2015 года предоставляет услуги по назначению пенсий без личного обращения гражданина через портал на сайте Пенсионного фонда. В этом участники международной конференции смогли убедиться сами во время посещения Отделения ПФР по Бурятии. Буквально за год возможности электронных сервисов по предоставлению дистанционных услуг расширились и охватили направления по материнскому семейному капиталу, выбору НПФ, появились сервисы для федеральных льготников, также стало больше возможностей по выдаче различных справок через информационные киоски, которые клиенты Отделения могут оформить самостоятельно, без записи на прием к специалистам. В частности, пользователь по номеру СНИЛСа может самостоятельно заказать и распечатать справки о размере пенсии, стаже, об остатках средств маткапитала, документ о неполучении пенсии, подать информацию об изменении паспортных данных. При этом при помощи инфокиоска без обращения к специалисту клиент еще и может отсканировать свои документы. Кроме этого, гости познакомились с работой регионального колл-центра, с запуском которого значительно снизилась нагрузка со специалистов клиентских служб по консультированию граждан. В целом гости высокого оценили успехи Отделения по совершенствованию пенсионного процесса и реализации других государственных услуг ПФР. А коллеги из республики Таджикистан даже выразили желание вновь вернуться в Бурятию для обмена опытом по технологии централизованного установления и выплаты пенсий с созданием Центра, как это реализовано с 2007 года в Отделении ПФР по Республике Бурятия.
Ирина Сандакова
Для справки.
Международная ассоциация пенсионных и социальных фондов (МАПСФ) создана в 1992 году. Ассоциация является общественным, добровольным объединением юридических лиц. Члены Ассоциации – это пенсионные, социальные фонды и учреждения из 10 стран СНГ и Грузии.
Ассоциация активно сотрудничает с Международной ассоциацией социального обеспечения (МАСО), с которой в 2012 году подписан Меморандум о сотрудничестве, Международной организацией труда (МОТ), учреждениями социального обеспечения стран Балтии, восточно-европейскими странами, региональными Ассоциациями (например, «Меркосур» − объединение социальных учреждений стран Южной Америки) по вопросам пенсионного и социального обеспечения населения. Ассоциации активно занимается развитием международного сотрудничества, координация деятельности пенсионных и социальных фондов, других фондов, организаций и учреждений, занимающихся социальной защитой.