Пенсионный фонд России столкнулся с массой жалоб от граждан, чьи пенсионные накопления без их ведома были переведены в негосударственные пенсионные фонды. Все обратившиеся утверждают, что не заключали договоры с НПФ и не писали заявлений о своем решении перевести свои пенсионные накопления в негосударственные пенсионные фонды.
- Нами принят ряд устных обращений граждан, - отмечает Майя Мадасон, руководитель группы организации и учета процесса инвестирования Отделения ПФР по Республике Бурятия. - В связи с этим, Пенсионный фонд РФ выступает за ужесточение требований к негосударственным пенсионным фондам в части заключения ими договоров по переводу пенсионных накоплений граждан.
В марте 2011 года ПФР произвел рассылку уведомлений (так называемые «письма счастья») гражданам, изменившим в течение 2010 года способ управления своими пенсионными накоплениями. Данные уведомления автоматически формируются Пенсионным фондом России на основе полученных данных от организаций, с которыми заключены трансферагентские соглашения.
Трансферагентами ПФР являются практически все негосударственные пенсионные фонды, которые и заключают с гражданами договоры на инвестирование средств их пенсионных накоплений. Основная причина всплеска жалоб – возросшая конкуренция НПФ на рынке обязательного пенсионного страхования. Фонды вышли на открытый рынок, развернули агентские сети, но не всегда могут обеспечить качество их работы. Ответственность же за достоверность информации, предоставляемой в Пенсионный фонд Российской Федерации по трансферагентским соглашениям, полностью лежит на негосударственных пенсионных фондах. Перевод средств в НПФ – чаще всего дело рук недобросовестных агентов, которые получают за каждого клиента комиссионные. Эльвира Арбаева, президент НПФ «Социальная защита» говорит, что они пытаются минимизировать неприятные ситуации, возникшие вокруг перевода средств:
- Наша служба обработки договоров проводит постоянный обзвон клиентов, чтобы узнать, как обстоят дела. В любом случае, никогда не поздно написать заявление о переводе накоплений.
Отделение ПФР по РБ призывает жителей Бурятии ставить ПФР в известность о каждом факте неправомерного перевода средств в НПФ. Это можно сделать, обратившись в свой территориальный орган ПФР по месту жительства, написав письмо по адресу: г. Улан-Удэ ул. Коммунистическая 45а или же направив жалобу через online-приемную на сайте ПФР. Чтобы ваши пенсионные средства были переведены обратно из НПФ в ПФР (в государственную управляющую компанию – Внешэкономбанк, или в одну из частных управляющих компаний), необходимо в 2011 году подать в ПФР соответствующее заявление или обратиться в суд с требованием к НПФ незамедлительно перевести накопительную часть вашей будущей пенсии обратно в ПФР.
Кроме этого Пенсионный фонд Российской Федерации рекомендует обратиться с претензией в НПФ, в который были неправомерно переведены ваши пенсионные накопления, и затребовать копию якобы заключенного с вами договора. Текст претензии составляется в свободной форме. НПФ обязан вас проинформировать, на основании чего ваши пенсионные накопления были переведены в данный НПФ. НПФ в обязательном порядке должен располагать оригиналом договора с гражданином о переводе средств пенсионных накоплений.
При этом Пенсионный фонд Российской Федерации напоминает всем застрахованным лицам – даже в случае неправомерного перевода ваших пенсионных накоплений в НПФ они не пропадают. Эти средства по-прежнему находятся на вашем индивидуальном лицевом счете в системе обязательного пенсионного страхования.
В настоящее время Пенсионный фонд Российской Федерации ведет разработку регламента заключения и расторжения трансферагентских соглашений с негосударственными пенсионными фондами. По результатам рассмотрения жалоб и обращений граждан ПФР будет принимать решение о расторжении трансферагентских соглашений с недобросовестными НПФ.