В Управлении Пенсионного фонда в Шебекинском районе состоялся семинар-совещание с представителями организаций и предприятий по вопросам формирования и ведения сведений о трудовой деятельности работников в электронном виде, подготовки и представления ежемесячной отчетности по форме СЗВ-ТД. Перед собравшимися выступили заместитель начальника УПФР Елена Радченко и руководитель группы оценки пенсионных прав застрахованных лиц Наталья Тарасова.
– По закону работодатель обязан до 1 июля 2020 года уведомить своих сотрудников об изменениях в трудовом законодательстве. При этом предусмотрено, что гражданин в течение 2020 года должен сделать выбор и написать заявление о том, что он либо оставляет свою бумажную трудовую книжку, либо переходит на электронную, – разъяснила Елена Евгеньевна.
В случае, если работник выбирает новый формат, то бумажную трудовую ему выдают на руки. При увольнении работодатель предоставляет работнику сведения о трудовой деятельности по специальной форме либо в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, — как выберет сам работник. Но если вдруг работник потеряет этот документ, то все сведения всегда можно получить из базы данных ПФР.
Елена Радченко также обратила внимание аудитории на то, что в случае, если работник выбирает бумажную трудовую книжку, то работодатель просто продолжает ее вести и при увольнении выдает ее на руки. У следующего работодателя такой работник также имеет право вести бумажную трудовую книжку или изменить свой выбор.
Для сотрудников, которые с 2021 года впервые вступают в трудовую деятельность, организации будут вести сведения о трудовой деятельности только в электронном виде.
Кроме того, если человек не написал ничего в течение 2020 года, например, был в длительной командировке, в отпуске, болел или не работал, то за ним и после 2020 года сохраняется право написать заявление о своем выборе в пользу бумажной или электронной трудовой книжки. До тех пор работодатель будет продолжать вести его трудовую книжку в бумажном виде.
Об особенностях сдачи отчетности по форме СЗВ-ТД слушателям подробно рассказала руководитель группы персонифицированного учета и взаимодействия со страхователями Марина Старченко.
Она отметила, что работодатели ежемесячно должны информировать Пенсионный фонд о кадровых изменениях в случае их возникновения. Если же за отчетный период в организации не было уволенных, вновь принятых, переведенных на новую должность работников, организация не была переименована, а также не было случаев лишения сотрудника права занимать определенные должности по изменению суда, то отчетность в Пенсионный фонд предоставлять не нужно. Получение работником новой профессии, специальности или квалификации, а также подача сотрудником заявления о выборе способа ведения его трудовой книжки – обстоятельства, которые также необходимо отразить в ежемесячной отчетности СЗВ-ТД.
Если на какого-либо сотрудника СЗВ-ТД будет сдаваться впервые, например, при подаче им заявления о переходе на электронную трудовую книжку, в отчетности нужно указать сведения о его трудовой деятельности по состоянию на 1 января 2020 года. То есть обозначить его должность, профессию, специальность, квалификацию, структурное подразделение, где он работает, а также вид выполняемой работы.
Множество вопросов у аудитории вызвали особенности заполнения формы отчетности в зависимости от ситуаций, повлекших изменения штатной структуры организации. Спикеры подробно ответили на каждый вопрос, а также продемонстрировали на примерах, какого содержания должна быть отчетная информация.