Право выхода на досрочную пенсию – один из важнейших механизмов социальной поддержки российских педагогических работников – продолжительное время находилось под угрозой из-за возникшей правовой коллизии в результате проводимой в стране реформы образования. В соответствии пенсионным законодательством России пенсия по старости назначается ранее достижения пенсионного возраста лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Постановлением Правительства Российской Федерации были утверждены Списки наименований учреждений и должностей, работа в которых дает право на ее получение. Данные Списки составлялись в соответствии с действующим законом "Об образовании". Впоследствии был принят новый закон об образовании, который упразднил наименования учреждений и изменил типы учреждений.
Таким образом, образовательные учреждения, произвели изменения в соответствии с новым законом об образовании, но перестали соответствовать списку учреждений, работа в которых дает работникам право на досрочное назначение трудовой пенсии.
Это привело к тому, что по формальным критериям педагогические работники без изменения основного вида деятельности, должностных обязанностей и места работы теряли право на досрочное назначение трудовой пенсии. При этом для того, чтобы отстоять свое право педагогическим работникам оставалось фактически два пути. Либо обращаться в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации с просьбой об установлении тождественности профессиональной деятельности выполняемой после изменения типа образовательного учреждения, либо обращаться в суд.
С 10 января 2016 года вступил в силу приказ Минтруда России № 661-н «Об установлении тождественности профессиональной деятельности, выполняемой в образовательных организациях». Этот нормативный акт позволяет автоматически и, главное, без лишней волокиты, подтвердить право педагогических работников, имеющих более 25 лет стажа, на назначение досрочной пенсии.