В территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации по Белгородской области жалоб от граждан на неправомерный перевод средств их пенсионных накоплений в негосударственный пенсионный фонд (НПФ) в 2012 году не поступало.
Напомним, что ежегодно Пенсионный фонд Российской Федерации рассылает гражданам, изменившим способ управления своими пенсионными накоплениями, уведомления о переводе средств их пенсионных накоплений в управляющую компанию или НПФ. Эти уведомления автоматически формируются Пенсионным фондом России после принятия положительного или отрицательного решения на основе полученных заявлений от граждан и договоров от организаций, с которыми заключены соглашения о взаимном удостоверении подписей. Суть соглашений в том, что НПФ гарантирует представление в ПФР исключительно достоверной информации по юридически значимым документам, какими, безусловно, являются договоры ОПС и заявления граждан о смене страховщика. Трансферагентами ПФР являются практически все НПФ, которые и заключают с гражданами договоры о формировании средств их пенсионных накоплений.
Однако также выявляются и факты умышленного введения в заблуждение граждан агентами НПФ. Такая ситуация возникает, как правило, в случае фальсификации договора обязательного пенсионного страхования и заявления гражданина. Граждане, которые ответственно понимают, что никаких заявлений о переводе средств они не подавали и договоров с НПФ не заключали, имеют право подать жалобу в НПФ или ПФР, обратиться в суд для признания перевода пенсионных накоплений недействительным, либо написать новое заявление на перевод пенсионных накоплений прежнему страховщику. При этом важно отметить, что существует и большое количество фактов, когда граждане просто забывают или не понимают суть подписываемых ими документов на перевод пенсионных накоплений в НПФ.
Напоминаем всем застрахованным лицам – даже в случае неправомерного перевода в НПФ пенсионные накопления не пропадают. Эти средства по-прежнему зафиксированы на индивидуальном (пенсионном) лицевом счете в системе обязательного пенсионного страхования. Все граждане имеют право ежегодно менять управляющую их пенсионными накоплениями организацию.
Для своевременного реагирования и урегулирования спорных вопросов, возникших между застрахованными лицами и НПФ, выявления недобросовестных сотрудников НПФ и восстановления прав застрахованных лиц в августе 2010 года Пенсионный фонд Российской Федерации и Национальная Ассоциация Пенсионных Фондов (НАПФ) подписали соглашение об обмене информацией о жалобах граждан по фактам нарушения их прав на формирование и инвестирование средств пенсионных накоплений. В 2011 году ПФР расторг в ряде регионов трансферагентские соглашения с пятью НПФ, на которые поступило наибольшее количество жалоб по результатам переходной кампании 2010 года.
В Пенсионном фонде России действует федеральный колл-центр (номер телефона – 8-800-505-55-55, звонок бесплатный из любого региона России), который ведет учет устных жалоб граждан на неправомерный перевод их пенсионных накоплений. Гражданин имеет возможность задать любые вопросы, касающиеся полученного уведомления ПФР, и получить квалифицированную консультацию о порядке своих действий в случае неправомерного перевода пенсионных накоплений в НПФ.