Управляющий Отделением Пенсионного фонда РФ по Архангельской области Александр Гаврилов принимает участие в расширенном заседании Правления Пенсионного фонда Российской Федерации. Ключевые темы заседания Правления ПФР – обсуждение итогов работы ПФР в 2017 году и определение приоритетных задач, стоящих перед Фондом и пенсионной системой в 2018 году. С основным докладом выступил Председатель Правления ПФР Антон Дроздов.
Выплата пенсий и пособий
В 2017 году страховые пенсии более 31 млн. неработающих пенсионеров были увеличены на 5,8% (индексация с 1 февраля на 5,4% и с 1 апреля на 0,38%). В августе 2017 года была проведена ежегодная корректировка страховых пенсий работавших в 2016 году пенсионеров. Пенсии по государственному пенсионному обеспечению, в том числе социальные, с апреля 2017 года были проиндексированы на 1,5%. В феврале на 5,4% выросли размеры ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) для федеральных льготников.
В январе 2017 года пенсионеры получили единовременную выплату в размере 5 тыс. рублей. В Архангельской области данную выплату получили более 419 тысяч получателей пенсий - работающих и неработающих пенсионеров.
С 1 января 2018 года страховые пенсии (включая фиксированную выплату) неработающих пенсионеров увеличились на 3,7%, что выше показателя инфляции за 2017 год. Размер фиксированной выплаты после индексации составляет 4 982,9 рубля в месяц, стоимость пенсионного коэффициента – 81,49 рубля (в 2017 году – 78,58 рубля). Среднегодовой размер страховой пенсии по старости в итоге вырос до 14 137 рублей, среднегодовой размер страховой пенсии по старости неработающих пенсионеров – до 14 416 рублей. В Архангельской области средний размер страховой пенсии по старости составляет 17 307 руб.
С 1 февраля на 2,5% проиндексирована ежемесячная денежная выплата для федеральных льготников. На 2,5% проиндексирован и входящий в состав ЕДВ набор социальных услуг (НСУ). Сейчас он составляет 1 075 руб. 19 коп. в месяц.
Пенсии по государственному пенсионному обеспечению, в том числе социальные, с 1 апреля будут повышены работающим и неработающим пенсионерам на 2,9%. В итоге среднегодовой размер социальной пенсии составит 8 966 рублей, в Архангельской области - 9 651 руб. В августе 2018 года Пенсионный фонд проведет корректировку страховых пенсий работавших в 2017 году пенсионеров.
В России по-прежнему нет пенсионеров с ежемесячным доходом ниже прожиточного минимума пенсионера (ПМП) в регионе проживания. Всем неработающим пенсионерам производится социальная доплата к пенсии до уровня ПМП в регионе проживания. В Архангельской области на 2018 год величина прожиточного минимума пенсионера составляет 10 258 рублей.
Из нововведений 2018 года необходимо отметить новый вид пенсии – социальная пенсия детям, оба родителя которых неизвестны. Причиной появления нового вида пенсии стало то, что дети, родители которых неизвестны, или, проще говоря, «подкидыши», были изначально поставлены в неравное материальное положение по сравнению с детьми-сиротами – поскольку не имели права на получение пенсии по случаю потери кормильца, так как юридически никогда не имели ни одного из родителей.
Помимо этого к положительным изменениям можно отнести изменение порядка возобновления индексации пенсии после увольнения. В 2016 и 2017 году возобновление индексации пенсии и начало ее выплаты в полном размере происходило спустя три месяца с даты увольнения. С 2018 года эта процедура тоже занимает три месяца, но они будут пенсионеру компенсированы.
Материнский капитал
За 10 лет действия программы материнского капитала его размер вырос с 250 до 453 тыс. рублей. На сегодня обладателями сертификата стали 8,4 млн. российских семей. В Архангельской области за весь период действия программы сертификаты на МСК получили более 68 тысяч семей.
С 2018 года в программу материнского капитала внесен ряд значимых дополнений.
Во-первых, семьи с низким доходом, в которых с 1 января 2018 года появился второй ребенок, могут получать ежемесячную выплату из средств материнского капитала. Под низким доходом семьи понимается доход, который не превышает 1,5-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения в субъекте РФ. В Архангельской области эта сумма составляет 19 533 руб.
Размер выплаты также зависит от региона проживания семьи и равен установленному в нем прожиточному минимуму ребенка за 2 квартал предыдущего года. В Архангельской области размер ежемесячной выплаты составляет 11 734 руб.
С начала 2018 года 23 семьи региона подали заявления о распоряжении средствами МСК на получение ежемесячной выплаты.
Во-вторых, снят трехлетний мораторий на распоряжение материнским капиталом на дошкольное образование детей.
Наконец, возможность вступления в программу материнского капитала продлена до 31 декабря 2021 года. То есть для получения права на материнский капитал необходимо, чтобы ребенок, который дает право на сертификат, родился или был усыновлен до 31 декабря 2021 года. При этом само получение сертификата и распоряжение его средствами временем не ограничены.
Софинансирование социальных программ регионов
Одно из ключевых направлений работы Пенсионного фонда в части социального обеспечения граждан старшего поколение – это софинансирование региональных социальных программ.
В 2017 году на выполнение мероприятий социальных программ субъектов Российской Федерации предоставлены субсидии из бюджета ПФР на общую сумму 1,04 млрд. рублей. Большая часть этих средств – почти 940 млн. рублей – направлялась на укрепление материально-технической базы организаций социального обслуживания. В основном – на строительство, реконструкцию и ремонт социальных учреждений.
В 2018 году Пенсионный фонд будет вести эту работу в два раза активнее: в бюджете ПФР размер субсидий Фонда на софинансирование социальных программ удвоен – он составит уже 2 млрд. рублей.
Отдельно стоит отметить обучение компьютерной грамотности неработающих пенсионеров. Старт этого проекта был дан в 2014 году. С участием субсидий ПФР в 2015–2017 годах обучены более 117,1 тыс. неработающих пенсионеров. В Архангельской области в 2017 году обучение основам компьютерной грамотности прошли 219 граждан пожилого возраста.
Переходная кампания 2017 года
Пенсионный фонд России подвел итоги переходной кампании 2017 года по переводу гражданами своих пенсионных накоплений в негосударственные пенсионные фонды (НПФ) и управляющие компании (УК).
Всего в ходе переходной кампании 2017 года ПФР принял к рассмотрению 6,3 млн заявлений граждан о выборе НПФ или УК. Положительные решения приняты по 4,9 млн заявлений, что составляет 77,8 % от принятых к рассмотрению заявлений. Из них:
- 2,85 млн человек перевели свои пенсионные накопления из ПФР в НПФ (58,2%);
- 1,96 млн человек перешли из одного НПФ в другой НПФ (40,1%);
- 76,7 тыс. человек вернулись из НПФ в ПФР (1,6%);
- 4,9 тыс. человек изменили выбор управляющей компании (0,1%).
В Архангельской области в 2017 году было принято 1468 заявлений граждан, в соответствии с которыми:
- 65 человек перевели свои пенсионные накопления из ПФР в НПФ;
- 1159 человек вернулись из НПФ в ПФР;
- 201 человек перешел из одного НПФ в другой НПФ;
- 43 человек изменили выбор управляющей компании.
Пенсионный фонд осуществит передачу средств пенсионных накоплений в негосударственные пенсионные фонды и управляющие компании в соответствии с выбором граждан в установленные законом сроки до 31 марта 2018 года.
Электронные сервисы
Пенсионный фонд продолжает активную работу по развитию своих электронных сервисов. В 2017 году функции Личного кабинета гражданина на сайте ПФР значительно расширились, в результате чего сегодня он охватывает практически все выплаты по линии ПФР: пенсии, ежемесячную денежную выплату, федеральную социальную доплату к пенсии, набор социальных услуг, материнский капитал и др., а также информирует о всех установленных социальных выплатах.
Электронные сервисы ПФР доступны не только на сайте Пенсионного фонда и портале госуслуг, но и в мобильном приложении для смартфонов, которое ПФР представил в прошлом году.
ФРИ и ЕГИССО
Пенсионный фонд продолжает реализацию двух федеральных проектов: Федерального реестра инвалидов (ФРИ) и Единой государственной информационной системы социального обеспечения (ЕГИССО). Запуск ФРИ и ЕГИССО позволяет учитывать весь комплекс социальных льгот по всем категориям граждан, которые получают государственную социальную поддержку из бюджетов всех уровней. Их реализация дает возможность повысить эффективность социальных расходов и уровень информированности граждан о правах на получение мер социальной поддержки.
Федеральный реестр инвалидов содержит информацию об установлении гражданам инвалидности, о рекомендованных МСЭ и исполненных мероприятиях по программам реабилитации и других социальных выплатах инвалидам. Это позволяет избежать многократного и разнонаправленного документооборота между органами власти и необходимости предоставления инвалидом документов для получения услуг. Благодаря ФРИ государство по модели одного окна может иметь статистическую информацию для анализа программ помощи инвалидам по любому параметру, будь то обеспечение их техническими средствами реабилитации или предоставление образовательных услуг.
Как информационная система ФРИ был введен в эксплуатацию с 1 января 2017 года. С конца 2016 года в режиме опытной эксплуатации работает Личный кабинет инвалида и мобильное приложение ФРИ. В 2017 году велась активная работа по подключению к системе всех ведомств – как поставщиков, так и пользователей информации ФРИ, в том числе на уровне субъектов РФ. Во ФРИ аккумулировано уже более 125 млн сведений об инвалидах. В 2018 году планируется расширение перечня поставщиков информации и объема передаваемых в реестр сведений, развитие функционала Личного кабинета в части создания тематических форумов, интеграция ФРИ с ЕГИССО.
ЕГИССО будет аккумулировать и предоставлять органам власти актуальную информацию о мерах соцподдержки, оказываемых населению России в персонифицированном виде. Наличие такой информации в одном источнике позволит органам власти получить полную картину о социальном обеспечении отдельно взятого гражданина и принять решение о его нуждаемости в той или иной мере социальной поддержки.
В 2017 году ПФР завершил разработку платформы ЕГИССО, ввел систему в опытную эксплуатацию и проводит подключение к ней органов государственной власти, которые являются поставщиками и пользователями информации.